Новицкий Николай Францевич учитель русского языка и литературы, Средняя школа № 19, Акмолинской области города Кокшетау
Тема: Спряжение глаголов Цель: развитие умения определять спряжение глаголов. Образовательная: познакомить с окончаниями глаголов I и II спряжения; формировать умение различать окончания глаголов I и II спряжения. Развивающая: развивать орфографическую зоркость; продолжить работу по формированию речевой деятельности учащихся. Воспитательная: прививать аккуратность в ведении записей; воспитывать чувство сплочённости коллектива; интерес к предмету. Оборудование:учебная презентация по теме «Космос», видеосюжеты старта и приземления космического корабля «Союз»,конверты с заданиями.Задания будут в конвертах. Ход урока IОрганизационный момент. Настрой на урок. Объявление темы и цели урока. Записать дату, тему урока. IIСлово учителя:Ребята,знаете ли вы, что 12 апреля – это памятная дата, День космонавтики. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин на космическом корабле «Восток» стартовал с космодрома «Байконур» и впервые в мире совершил орбитальный облёт планеты Земля. (слайд – портрет Гагарина, Аубакирова)Сегодняна уроке мы отправимся в космическое путешествие на корабле «Союз». 1.Прежде чем попасть на борт корабля, вы должны пройти испытание: выбираете билеты с вопросами, отвечаете на вопросы(на первый уровень все, а на 2 и 3 по выбору): А- простой вопрос, Б - усложненный вопрос, В- сложный вопрос. (Уровни 1,2,3) КАРТОЧКА 1. Уровень А Глаголы бывают ____________________________________________. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы ________________________________________________ Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы:_______________________________________________ Определите вид глагола. Поливаю цветы, накошу травы,начерчу таблицу, вымою пол. Уровень В Прочитайте глаголы , определите вид глагола,образуйте видовую пару: Подписать – Загадывать – Вычеркнуть – Достигнуть -
Уровень С Запишите шесть глаголов с приставкой раз-(рас-) и составьте с ними словосочетания. Укажите вид глаголов. 2. Итак, задание выполнено.Теперь нужно выбрать капитана команды для совершения космического полёта. Выбор капитана. После ответа ребята получают удостоверение космонавта. (небольшой билет с изображением космического корабля). Учитель:Команда космонавтов сформирована, капитан …… 3.Команда начинает обратный отсчет: 5,4,3,2,1 «поехали». На интерактивной доске показан взлет космического корабля «Союз». (Видео 1 «Запуск») IIIИзучение нового материала. Учитель: я нахожусь в центре управления полётом. Ваша задача – посетить галактику «Спряжение» и выполнить ряд заданий. Беседа по вопросам: 1.Что называется спряжением? 2. Сколько спряжений имеет глагол?
2.На интерактивной доске появляется изображение инопланетянина с надписью «SOS». У ребят есть выбор: помогать или не помогать? (Команда единогласно проголосовала за помощь инопланетянину.)Слайд с изображением инопланетянина + глаголы дуть, вить, журчать, светить + знак вопроса Пришелец из космоса тоже посетил галактику «Спряжение» и запутался в спряжениях глагола, хотя правило он изучил очень внимательно. Просит помочь определить спряжение глаголов: дуть, вить, журчать, светить.(слайд…) Учащимся предлагается помочь решить задачу, которая оказалась сложной для пришельца из космоса, и определить спряжение этих глаголов. - Итак, мы приступаем к заданию 2 под названием «Космический эксперимент», чтобы узнать, как правильно определить спряжение глагола. Учитель: Проспрягайте письменно глаголы в настоящем времени. В ходе спряжения будем указывать в глаголах ударение и выделять окончания. (Дети спрягают глаголы вить, светить в тетради. Два ученика работают у доски с глаголами вить, журчать).
Учитель: Назовите окончания глаголов в первых двух столбиках. Дети: Глаголы в первых двух столбиках имеют окончания -ю, -ешь, ёшь, -ет, -ёт, - ем, -ём, -ете, -ёте, -ют. Учитель: Что вы можете отметить общего в личных окончаниях глаголов в первых столбиках? Дети: Личные окончания этих глаголов имеют гласную е, а в форме 3-го лица множественного числа окончание -ют. ВЫВОД 1 (слайд…) Учитель: Глаголы, которые в личных окончаниях имеют гласную е, а в форме 3-го лица множественного числа окончания - ут, -ют, относятся к I спряжению. – Назовите личные окончания глаголов в последних двух столбиках. Дети: Личные окончания глаголов в последних двух столбиках имеют гласную и, а в форме 3-го лица множественного числа – окончания -ат, -ят. ВЫВОД2(слайд….) Учитель: Глаголы, которые имеют в окончании гласную и, а в форме 3-го лица множественного числа –окончания -ат, -ят, относятся к II спряжению. (Учитель помещает карточку на доску) – А сейчас внимательно посмотрите на окончания глаголов одного и того же спряжения. Чем они отличаются? Дети: Они ударные и безударные. Учитель: Итак, предлагаю вам ещё раз прослушать изученный на уроке материал и перейти к выполнению заданий. (видео 3 Спряжение глаголов) Учитель:Кто помнит стихотворение –подсказку? Стихотворение -подсказка • Ко второму же спряженью Отнесем мы без сомненья Все глаголы, что на –ить, Исключая брить, стелить, • И еще… • Смотреть, обидеть, Слышать, видеть, ненавидеть, Гнать, держать, дышать,вертеть И зависеть, и терпеть.
IVРебята, сейчас мы совместим отдых с работой. Предлагаю вам послушать песню «Трава у дома» (видео 2) и выписать глаголы. Учащиеся в ходе слушания записывают в тетрадь глаголы: грустим, летим, грустит, ждёт, снится, всплывает. Дети могут ещё записать слова прошит и оправдан – это краткие причастия). VI Закрепление. 1) Задание 1. Определите спряжение выписанных из песни глаголов. После того, как дети выполнили задание учитель открывает слайд – с правильными ответами – самопроверка по образцу. (Каждый сам проверяет )
Самопроверка по образцу Грустим – 2 спр.ждёт – 1 спр. летим – 2 спр. снится – 2 спр. грустит – 2 спр. вплывает – 1 спр.
2) Задание 2.Распределительный диктант. Запишите глаголы в два столбика, разделяя их по спряжениям. (К доске выходят все желающие из каждого ряда) + опора на алгоритм (слайд в презентации и раздаточный материал)
Глаголы 1 спряжения Глаголы 2 спряжения
Умеет, ценит, станет, успеет, терпит, дышит, летает, узнаешь,скажет, бросит. 3) Задание 3.Индивидуальная работа. КАРТОЧКА 2. Уровень А Определите спряжение глаголов. Идешь по тропинке. Ждем рассвета.Следишь за белкой. Гудят провода. Он слышит. Они поют. Дети смотрят. Уровень В Вставить пропущенные буквы в окончаниях глаголов и определить их спряжение. скаж _ т брос _ т открыв..т голубе..т обход..т бор..тся
Уровень С Найдите ошибки в рассуждении по определению спряжения глаголов. Глаголлетишь относится к 1 спряжению, так как в неопределенной форме оканчивается на –ЕТЬ: лететь. Броса..шь. Окончание безударное. Ставлю глагол в неопределенную форму : бросить. Глагол оканчивается на-ИТЬ, относится ко 2 спряжению, нужно писать букву И. Исправьте ошибки. 4) Задание 4.Учитель: Ребята, задумывались ли вы о выразительных возможностях глаголов? Человек может говорить, ему легко сказать, прокричать, сообщить. А что же могут сделать животные? Следующее задание называется «Как «говорят» животные и птицы». При выполнении этого задания обратите внимание на употребление глаголов в речи.
КАРТОЧКА 3 Уровень А Подбери к данным названиям птиц и животных глаголы, которые обозначают звуки, ими издаваемые. Голуби кукарекают Кошки блеют Собаки хрюкают Лягушки лают Петухи гогочут Овцы стрекочут Журавли кукуют Свиньи воркуют Гуси курлычут Сороки мурлычут Кукушки квакают
Уровень В Подбери к данным названиям птиц и животных глаголы, которые обозначают звуки, ими издаваемые. Голуби________________________________________ (ворковать) кошки_________________________________________ (мяукать) собаки _________________________________________ (лаять) лягушки________________________________________ (квакать) петухи__________________________________________ (кукарекать) овцы ___________________________________________ (блеять) журавли ________________________________________ (курлыкать) свиньи _________________________________________ (хрюкать) гуси ___________________________________________ (гоготать) сороки _________________________________________ (стрекотать) кукушки _______________________________________ (куковать)
Уровень С Весело весной ______________________________________ петухи, _______________________ гуси, ______________________________ овцы, ____________________ кошки, _____________________________ свиньи, ___________________ собаки, _______________________________ сороки._______________________________________ журавли, _____________________________ лягушки, ________________________ кукушки, ____________________ голуби.
VII Подведение итогов урока. Приземление ракеты «Союз». VIII.Рефлексия. Незаконченное предложение: • сегодня я узнал… • было интересно… • было трудно… • я выполнял задания… • я понял, что… • теперь я могу… • я почувствовал, что… • я приобрел… • я научился… • у меня получилось … • я смог… • я попробую… • меня удивило… • урок дал мне для жизни… • мне захотелось…
Домашнее задание тоже по уровням. «Выбери сам(а)» 1.§ 67 упр.847. Определи спряжение. 2. Составь словарный диктант с глаголами I и II спряжения. 3. Сочинение-миниатюра "Весна пришла", используй в нем глаголы I и II спряжения
Резервное время - работа с сигнальными карточками.Е-И Откроет, присядет, обидит, купит, стелет, дышит, терпит, прочитает, решит, ненавидит, расскажет, отвечает, сочиняет, проверяет, беседует, смотрит, строится, старается, разрезает, бреет. Лист контроля к уроку русского языка в 6 классе по теме «Спряжение глаголов»
Фамилия, имя__________________________________________________ КАРТОЧКА 1
Уровень А Глаголы бывают ____________________________________________. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы ________________________________________________ Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы:_______________________________________________ Определите вид глагола. Поливаю цветы, накошу травы,начерчу таблицу, вымою пол.
Уровень В Прочитайте глаголы, образуйте видовую пару, определите вид глагола: Подписать – Загадывать –
Уровень С Запишите шесть глаголов с приставкой раз-(рас) и составьте с ними словосочетания. Укажите вид глаголов.
КАРТОЧКА 2 Уровень А Определите спряжение глаголов. Идешь по тропинке. Ждем рассвета.Следишь за белкой. Гудят провода. Он слышит. Они поют. Дети смотрят.
Уровень В Вставить пропущенные буквы в окончаниях глаголов и определить их спряжение. скаж _ т брос _ т открыв..т голубе..т обход..т бор..тся
Уровень С Найдите ошибки в рассуждении по определению спряжения глаголов. Глагол Летишь относится к 1 спряжению , так как в неопределенной форме оканчивается на –ЕТЬ: лететь. Броса..шь. Окончание безударное. Ставлю глагол в неопределенную форму: бросить. Глагол оканчивается на-ИТЬ, относится ко 2 спряжению, нужно писать букву И. Исправьте ошибки.
Тема Спряжение глаголов Задание 1 Задание 2 Задание 3 Оценка Уровень Оценка Уровень Оценка Уровень Оценка Уровень А Подбери к данным названиям птиц и животных глаголы, которые обозначают звуки, ими издаваемые. Голуби кукарекают Кошки блеют Собаки хрюкают Лягушки лают Петухи гогочут Овцы стрекочут Журавли кукуют Свиньи воркуют Гуси курлычут Сороки мурлычут Кукушки квакают
Уровень В Подбери к данным названиям птиц и животных глаголы, которые обозначают звуки, ими издаваемые. Голуби________________________________________ (ворковать) кошки_________________________________________ (мяукать) собаки _________________________________________ (лаять) лягушки________________________________________ (квакать) петухи__________________________________________ (кукарекать) овцы ___________________________________________ (блеять) журавли ________________________________________ (курлыкать) свиньи _________________________________________ (хрюкать) гуси ___________________________________________ (гоготать) сороки _________________________________________ (стрекотать) кукушки _______________________________________ (куковать)
Уровень С Весело весной ______________________________________ петухи, _______________________ гуси, ______________________________ овцы, ____________________ кошки, _____________________________ свиньи, ___________________ собаки, _______________________________ сороки, _______________________________________ журавли, _____________________________ лягушки, ________________________ кукушки, ____________________ голуби.
|