Урок литературного чтения В.Осеева "Васек Трубачев и его товарищи" 4 класс
Стрельцова И.А., «КГУ Средняя школа № 1 имени М.В.Инюшина города Серебрянска». Урок литературного чтения 4 класс. Тема урока: В.Осеева «Васек Трубачев и его товарищи» (отрывок из повести – урок второй) Цели: освоение содержания отрывков из повести В. Осеевой «Васек Трубачев и его товарищи», формирование нравственных качеств личности и умений анализировать поступки героев. Задачи: - понимать и осмысливать содержание отрывка из повести; - определять тему и идею повести; - развивать представление о дружбе, взаимопомощи; - учить работать с текстом, выражать свои мысли, делать самостоятельные выводы; - производить языковой анализ текста.
Ход урока
1. Организационный момент. - Проверка готовности к уроку. Психологический настрой. ….с голубого ручейка, начинается река, ну а дружба - начинается с улыбки! - Дорогие мои ребята, встаньте красиво, улыбнитесь друг другу, нашим гостям и мы окунемся в мир литературы, где всегда нас ждет много интересного. - Какой раздел мы с вами сейчас изучаем? (Мои друзья) - На каком бы острове вы сегодня хотели побывать на нашем уроке? (Я буду называть остров, а вы поднимать руку) - Я смотрю, к уроку все готовы, тогда смело в путь!
2. Сообщение темы урока. - Сегодня мы продолжим работу по отрывку из повести В.А.Осеевой «Васек Трубачев и его Товарищи». - Давайте вместе подумаем, какие цели мы можем поставить перед собой? /на доске опорные слова/ /примерные ответы детей/ повторить биографию поэтессы проанализировать поступки героев воспитывать в себе чувство товарищества, взаимопомощи развивать речь учиться работать с текстом, отвечать на вопросы
- Какое домашнее задание было задано? (прочитать отрывок повести В.А.Осеевой «Васек Трубачев и его Товарищи» и биографию автора на стр.168) ! Посмотрите внимательно, сегодня на уроке у нас портрет молодой В.А.Осеевой.
3. Актуализация знаний. - Прежде чем мы начнем работать с текстом, давайте проверим, что вы помните из биографии поэтессы. - Я предлагаю вам решить кроссворд в группах.
( работа в группах 3-4 минуты, потом заполняем общий у доски) Вопросы: 1. В каком городе родилась Валентина Александровна Осеева? 2.Кем работала Валентина Александровна в детских учреждениях? 3. Кем мечтала стать В.А.Осеева? 4.С кем любила больше всего работать и играть Осеева? 5. Что она придумывала для детей кроме сказок, стихов и рассказов?
( кроссворд : Киеве, актрисой, детьми, воспитателем, игры) Дополнительные вопросы: - Как называется первый рассказ В.А.Осеевой? («Гришка» – 1937 год) - Как называется первая книга В.А.Осеевой? («Рыжий кот» - 1940 год)
4. Работа по теме. - прежде чем работать по учебнику, я предлагаю вам познакомится с героями повести. Посмотрите внимательно на три снимка из фильма «Васек Трубачев и его товарищи 1955 года».
- как едятдумаете, кто изображен на снимках? - помог вам отрывок повести определить героев, представить как они выглядят?
-1- выборочное чтение - Давайте прочтем как начинался урок географии в повести …(стр.104) В этот день последним уроком была география. На большой перемене Трубачёв подошёл к Мазину и сказал: – Если вызовут тебя, не трусь. А чего не знаешь, говори прямо: не знаю. …Сергей Николаевич пришёл весёлый, потёр руки и сказал: – Весной пахнет! Сердится старушка-зима. Проходит её время. Конец марта! В классе было чисто, уютно и тепло. Дежурные Одинцов и Степанова старались вовсю. Они пришли в школу раньше всех, облазили все углы, вытерли пыль. Валя Степанова принесла из дому чистую, выглаженную тряпочку для доски. А когда Одинцов ловко и красиво развернул перед учителем карту, Сергей Николаевич пошутил: – Совсем как в сказке цветистый ковёр раскинул! Одинцов сел. Учитель посмотрел в записную книжку и вдруг сказал: – Мазин и Трубачёв! Трубачёв вспыхнул и встал. Мазин сидел впереди. Он неловко вылез из-за парты, одёрнул курточку и, обернувшись к Трубачёву, сказал: – Пошли! Ребята фыркнули. Сергей Николаевич улыбнулся. – Со своим профессором, – пошутил он. Оба мальчика стали у доски. Сергей Николаевич перелистал учебник географии. Класс затих. Только Русаков беспокойно вертелся на парте, быстро-быстро обкусывая на левой руке ногти и не сводя испуганных глаз с товарища.
- Почему учитель вызвал к доске сразу двух ребят? - Как называли в классе Трубачева? - Почему друзья его называли «профессором»? - Какое доброе дело делал для друга Васек? - Найдите строчки, которые показывают, как Васек переживал за друга? Как учил смелости и честности? (Не трусь, что не знаешь, говори прямо) - Кто еще переживал за друга, кроме Васька? (найдите в тексте) Только Русаков беспокойно вертелся на парте, быстро – быстро обкусывая на левой руке ногти, не сводя испуганных глаз с товарища. - Как ведет себя Мазин у доски? - Почему смотрит на Трубачева? - Почему смеются ребята? - Как отвечал Мазин? (прочитаем: Мазин пристально посмотрел на карту: прибавилось…Хорошо Мазин, я вижу ты действительно окреп.) - Как после этих слов стал отвечать Мазин? (прочитаем: Мазин ровным и беспристрастным голосом начал рассказывать. ……канал соединяет Онежское озеро с Белым морем…) - Прочитайте, как он обращался с картой, когда отвечал? (вежливо и осторожно) - Почему его похвалил учитель? - Кому следовало сказать спасибо? - Чему так радовались ребята? - О чем говорит их радость друг за друга? - Какие у них в классе были взаимоотношения? (Дружба и взаимопонимание) - Можно ли назвать ребят истинными друзьями? (Прочитайте как они выражали свою радость, когда учитель вышел за дверь…Русаков бросился к Мазину и, забыв утреннюю размолвку обнял его: - Здорово, Колька! Ребята тоже радовались: - Вот так Мазин! – Повезло тебе! – Держись крепче Трубачева! Привяжи к себе веревочкой!) - Какие еще строки подтверждают их дружбу? (А Русаков – то вертелся как карась на сковородке! Верный товарищ! Преданный, как собака! Такой на всю жизнь!) - Почему ребята поздравили Трубачева, а не его друга Мазина? - В каком настроении вернулся домой Трубачев? (После уроков Васёк бежал домой, размахивая сумкой и толкая прохожих. «Молодец! Молодец! Молодец! – повторял он про себя…)
Физминутка «Я иду и ты идешь» ( счет на английском языке) Я иду и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.) Я пою и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.) Мы идем и мы поем — раз, два, три. (Прыжки на месте.) Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Шагаем на месте.)
- 2 - Творческая работа Напишите пожалуйста эссе «Мне понравился герой…» 1. С кем из повести хотел бы подружиться? 2. Почему? 3. Какими качествами он обладает? 4. Чему бы ты хотел у него научиться?
5. Итог урока. - Наш урок подходит к концу, давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока? - Получилось ли у нас их достичь? - Чему учит нас повесть? - Какова идея повести? (…. - Какой теме посвящён отрывок повести? (….
- У вас на партах лежат карточки, в парах составьте пословицы. Друзьями хвались,………друг вдвойне. За дружбу ……………….друга не узнаешь. Без беды ………………….дружбой платят. Друг в беде - …………......а в хвосте не плетись. (чья пара справилась, поднимает сигнальную карточку) Проверяем, объясняем смысл пословицы - Подходят ли эти пословицы к нашей повести?
- Скажите, у всех ли получилось побывать на загаданном острове. На любом острове интересней с друзьями, возьмите свои ладошки (заранее вырезаны из белой бумаги), Напишите на пальчиках свои хорошие качества, и подарите тому, с кем хотели бы дружить из класса).
Оценивание. Рефлексия. Д/З Выберите то задание, которое покажется вам наиболее интересным. • подготовь с товарищем / с товарищами выразительное чтение наиболее понравившегося отрывка (по ролям) • нарисовать иллюстрацию, подобрать к ней 2 – 3 предложения из произведения.
- Я хочу, чтобы вы были такие же дружные как ребята из повести. Обещаете? (Да)
Читаем вместе со мною… Посмотрите все на нас Обещаем мы сейчас: Это будет самый лучший, Самый дружный в школе класс.