Понедельник
11.11.2024
09:17
Категории раздела
Разработки уроков [171]
Творчество учителей [36]
Проза, поэзия. эссе
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 435
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Литература в школе. Учителя » Разработки уроков

    Урок на тему: «Край, в котором ты живешь»
    Уроки 1-2
    Тема уроков: «Край, в котором ты живешь»
    Цели урока: знакомство с произведениями художников-пейзажистов (А. Кастеев), формирование знаний о колорите кар¬тины.
    Планируемые результаты:
    Предметные: знать выразительные возможности живопи¬си, уметь использовать знания о теплом и холодном колорите.
    Личностные: проявлять внимание и наблюдательность; любовь к природе, эстетическое отношение к действительности.
    Системно-деятельностные: применять живописные навы¬ки и умения; владеть основами понятия «колорит».
    Материалы и инструменты к уроку
    Для учителя: наглядный материал - фотографии природы Казахстана и репродукции А. Кастеева.
    Для учащихся: альбомные листы, простые карандаши, ла¬стик, гуашь, кисти, баночки для воды.
    Межпредметные связи: музыка, познание мира, литера¬тура.
    Ход урока:
    1Актуализация опорных знаний.
    2Подготовка рабочего места
    Вводная беседа. Бескрайние степи и знойные пу¬стыни, величественные горы, прекрасные зеле¬ные леса и быстрые реки с чистой и прохладной водой - все это главный источник вдохновения для многих казахстанских художников. Одним из замечательных художников, воспевающих родной Казахстан, стал выдающийся казахский художник Абылхан Кастеев. Он является осно¬воположником национального казахского изо¬бразительного искусства. В своих произведениях А. Кастеев передает любовь к родному краю, к не¬повторимой красоте родной природы карандашные наброски для будущих картин. С Турксиба начался его творческий путь. Гораздо поз¬же, в 1969 г., по своим воспоминаниям он напишет масштабное полотно «Турксиб» - произведение, в котором каждый фрагмент наполнен ощущением несказанной радости. Оно исполнено с огромной любовью и признательностью к тому времени. Большой формат позволяет подробно описать незабываемое событие в жизни людей и в жизни самой страны - встречу первого поезда.
    В 1929 г. Абылхан переезжает в Алматы. В течение двух лет Кастеев обучается в художественной студии Николая Гавриловича Хлудова, приехавшего в Казахстан из России в составе этнографической экспедиции. Здесь обретает новых друзей, чьи имена сегодня вошли в историю казахстанского изо¬бразительного искусства. Здесь он сделал окончательный вы¬бор — стал художником. Потом была Москва, где он провел два года. Кастеев знакомится не только с русской национальной школой живописи, но и посещает художественные музеи, где по¬знает шедевры мирового искусства. Безусловно, это наложило отпечаток на его дальнейшее творчество. После возвращения на родину он участвует в выставках городского, республикан-ского и всесоюзного значения.
    Абылхан Кастеев работал в разных жанрах и с разным ма¬териалом. В работе с карандашом он всегда увлекался линией и, следуя ей, передавал зрителю события волнующие, а потому и описываемые художником. У него нет обобщенных рисунков, все они испещрены бороздой мелких и больших, тончайших и плот¬ных линий. Именно линия здесь задает глубину и выстраивает пространство. Кастеева еще называют «честным художни¬ком» за то, что он никогда не обманывал зрителя, не исключал детали из своего произведения, даже если это нарушало компо¬зицию, и соответственно не добавлял от себя ничего лишнего.
    Генетическая память художника, отбирающая при созда¬нии образов нового искусства наиболее близкие, понятные ему темы, особенно ярко проявилась в пейзажах. Предпочтение, от¬данное этому жанру, не случайно: вся жизнь казаха - скотовода и кочевника, была тесно связана с природой. Пейзажи в твор¬честве А. Кастеева можно разделить на три группы - горный, степной и жанровый. Художник всегда сохраняет широкую панораму охвата, позволяющую добиваться масштабного, эпи¬ческого звучания полотна («В горах Казахстана», 1951; «Озеро Иссык», 1953 и др.). Его любовь к горным пейзажам объяснима: горы - символ вечности и устойчивости бытия, символ родины, ее природы.
    Всем техникам Кастеев предпочитал акварель. Виртуозно владея цветом, он работал в акварели, словно скульптор, мазок за мазком выстраивая пространство произведения. Среди аква¬рельных работ особого внимания заслуживает серия «Старый и новый быт». Здесь находят свое отражение национальные тра¬диции, обычаи, обряды, быт, а также новые веяния века. Таковы работы «Сватовство бая», «Бедняк и богатый у колодца» или «Новый быт колхозника». Акварельные пейзажи зачаровывают зрителя своей искренностью и любовью к родному краю. Даже небольшие по формату рисунки огромны по своему содержанию.
    Среди живописных работ особого внимания заслуживают «Портрет А. Иманова» и «Насильственный увоз девушки». За портрет Иманова в 1944 г. А. Кастееву было присвоено звание народного художника, он был удостоен грамоты Верховного Со¬вета Казахской ССР.
    «Насильственный увоз девушки» искусствоведы по праву называют шедевром. Художник правдиво изобразил быт, пере¬дал даже характер и настроение каждого персонажа. Трагизм подчеркнут умелым использованием цветовой палитры в тем¬ных и сложных тонах. Глядя на картину, становится больно и страшно за девушку.
    Абылхан Кастеев умер в 1973 г., оставив после себя огромное творческое наследие. Каждое произведение - это история на¬рода, история казахстанской живописи, которой вместе с пер¬вым казахским художником уже более 100 лет.

    Сообщение темы и цели урока:
    Познакомиться с произведениями А. Кастеева,узнаем,что такое колорит картины.
    Работа над новым материалом:
    Ребята! Какие тёплые и холодные цвета вы знаете?

    Если в картине преобладают жёлтые, оранжевые ,красные цвета,то колорит картины будет тёплый,а если картина будет наполнена голубыми,синими,фиолетовыми цветами,то колорит этой картины будет холодным.
    Давайте сейчас в альбоме выполним упражнения на составление тёплого и холодного колорита.

    5)Практическая работа.
    Вспомните и нарисуйте пейзаж своего края,используя в своём рисунке тёплый или холодный колорит.
    Самостоятельная работа
    Рефлексия.Что вы узнали об Абылхане Кастееве?
    Какие из его работ им запомнились?

    6)Итог урока:Дети делятся впечатлениями.
    Выставка работ.
    Уборка рабочего места.
    Категория: Разработки уроков | Добавил: Yworskay (06.02.2019) | Автор: Яворская Ольга Викторовна E W
    Просмотров: 489 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 2
    2 nskola40  
    0
    Урок построен хорошо ничего лишнего

    1 Этери  
    0
    Урок разработан грамотно,информация разнообразная и интересная.Спасибо

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]