Уроки 1-2 Тема уроков: «Край, в котором ты живешь» Цели урока: знакомство с произведениями художников-пейзажистов (А. Кастеев), формирование знаний о колорите кар¬тины. Планируемые результаты: Предметные: знать выразительные возможности живопи¬си, уметь использовать знания о теплом и холодном колорите. Личностные: проявлять внимание и наблюдательность; любовь к природе, эстетическое отношение к действительности. Системно-деятельностные: применять живописные навы¬ки и умения; владеть основами понятия «колорит». Материалы и инструменты к уроку Для учителя: наглядный материал - фотографии природы Казахстана и репродукции А. Кастеева. Для учащихся: альбомные листы, простые карандаши, ла¬стик, гуашь, кисти, баночки для воды. Межпредметные связи: музыка, познание мира, литера¬тура. Ход урока: 1Актуализация опорных знаний. 2Подготовка рабочего места Вводная беседа. Бескрайние степи и знойные пу¬стыни, величественные горы, прекрасные зеле¬ные леса и быстрые реки с чистой и прохладной водой - все это главный источник вдохновения для многих казахстанских художников. Одним из замечательных художников, воспевающих родной Казахстан, стал выдающийся казахский художник Абылхан Кастеев. Он является осно¬воположником национального казахского изо¬бразительного искусства. В своих произведениях А. Кастеев передает любовь к родному краю, к не¬повторимой красоте родной природы карандашные наброски для будущих картин. С Турксиба начался его творческий путь. Гораздо поз¬же, в 1969 г., по своим воспоминаниям он напишет масштабное полотно «Турксиб» - произведение, в котором каждый фрагмент наполнен ощущением несказанной радости. Оно исполнено с огромной любовью и признательностью к тому времени. Большой формат позволяет подробно описать незабываемое событие в жизни людей и в жизни самой страны - встречу первого поезда. В 1929 г. Абылхан переезжает в Алматы. В течение двух лет Кастеев обучается в художественной студии Николая Гавриловича Хлудова, приехавшего в Казахстан из России в составе этнографической экспедиции. Здесь обретает новых друзей, чьи имена сегодня вошли в историю казахстанского изо¬бразительного искусства. Здесь он сделал окончательный вы¬бор — стал художником. Потом была Москва, где он провел два года. Кастеев знакомится не только с русской национальной школой живописи, но и посещает художественные музеи, где по¬знает шедевры мирового искусства. Безусловно, это наложило отпечаток на его дальнейшее творчество. После возвращения на родину он участвует в выставках городского, республикан-ского и всесоюзного значения. Абылхан Кастеев работал в разных жанрах и с разным ма¬териалом. В работе с карандашом он всегда увлекался линией и, следуя ей, передавал зрителю события волнующие, а потому и описываемые художником. У него нет обобщенных рисунков, все они испещрены бороздой мелких и больших, тончайших и плот¬ных линий. Именно линия здесь задает глубину и выстраивает пространство. Кастеева еще называют «честным художни¬ком» за то, что он никогда не обманывал зрителя, не исключал детали из своего произведения, даже если это нарушало компо¬зицию, и соответственно не добавлял от себя ничего лишнего. Генетическая память художника, отбирающая при созда¬нии образов нового искусства наиболее близкие, понятные ему темы, особенно ярко проявилась в пейзажах. Предпочтение, от¬данное этому жанру, не случайно: вся жизнь казаха - скотовода и кочевника, была тесно связана с природой. Пейзажи в твор¬честве А. Кастеева можно разделить на три группы - горный, степной и жанровый. Художник всегда сохраняет широкую панораму охвата, позволяющую добиваться масштабного, эпи¬ческого звучания полотна («В горах Казахстана», 1951; «Озеро Иссык», 1953 и др.). Его любовь к горным пейзажам объяснима: горы - символ вечности и устойчивости бытия, символ родины, ее природы. Всем техникам Кастеев предпочитал акварель. Виртуозно владея цветом, он работал в акварели, словно скульптор, мазок за мазком выстраивая пространство произведения. Среди аква¬рельных работ особого внимания заслуживает серия «Старый и новый быт». Здесь находят свое отражение национальные тра¬диции, обычаи, обряды, быт, а также новые веяния века. Таковы работы «Сватовство бая», «Бедняк и богатый у колодца» или «Новый быт колхозника». Акварельные пейзажи зачаровывают зрителя своей искренностью и любовью к родному краю. Даже небольшие по формату рисунки огромны по своему содержанию. Среди живописных работ особого внимания заслуживают «Портрет А. Иманова» и «Насильственный увоз девушки». За портрет Иманова в 1944 г. А. Кастееву было присвоено звание народного художника, он был удостоен грамоты Верховного Со¬вета Казахской ССР. «Насильственный увоз девушки» искусствоведы по праву называют шедевром. Художник правдиво изобразил быт, пере¬дал даже характер и настроение каждого персонажа. Трагизм подчеркнут умелым использованием цветовой палитры в тем¬ных и сложных тонах. Глядя на картину, становится больно и страшно за девушку. Абылхан Кастеев умер в 1973 г., оставив после себя огромное творческое наследие. Каждое произведение - это история на¬рода, история казахстанской живописи, которой вместе с пер¬вым казахским художником уже более 100 лет.
Сообщение темы и цели урока: Познакомиться с произведениями А. Кастеева,узнаем,что такое колорит картины. Работа над новым материалом: Ребята! Какие тёплые и холодные цвета вы знаете?
Если в картине преобладают жёлтые, оранжевые ,красные цвета,то колорит картины будет тёплый,а если картина будет наполнена голубыми,синими,фиолетовыми цветами,то колорит этой картины будет холодным. Давайте сейчас в альбоме выполним упражнения на составление тёплого и холодного колорита.
5)Практическая работа. Вспомните и нарисуйте пейзаж своего края,используя в своём рисунке тёплый или холодный колорит. Самостоятельная работа Рефлексия.Что вы узнали об Абылхане Кастееве? Какие из его работ им запомнились?
6)Итог урока:Дети делятся впечатлениями. Выставка работ. Уборка рабочего места.