Тема: Вековая боль старины. ( урок внеклассного чтения по роману И.Есенберлина «Кочевники»
Цель урока: развитие интереса к историческим произведениям
Задачи: - закрепить умение анализировать, делать выводы, развить навыки монологической речи, раскрыть творческие способности. - расширить круг знаний о произведениях на историческую тему, определить роль личности в истории - воспитать уважение к истории народа, привить интерес к познанию мира.
Постановка учебной задачи: 1.Организация коллективной, групповой и индивидуальной деятельности. 2. Выявление уровня овладения знаниями, умение видеть «мир в целом». 3. Создание эмоциональной атмосферы для развития коммуникативных умений. Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний Формы и методы: Интегрированный урок (казахская и русская литература, история, фольклор) с использованием приёмов интерактивного обучения Оформление: Эпиграф: Познание минувших времен и познание стран мира – украшение и пища человеческих умов . Леонардо да Винчи. Выставка книг на исторические темы Кадры документального фильма: Годы бедствия. Песня «Елім –ай
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Слово учителя. Сегодня мы откроем для себя страницы истории казахского народа, основываясь на роман И.Есенберлина «Кочевники». Мы снова окажемся в гуще основных событиях в истории народа, попытаемся поделиться своими мыслями, отношением в событиям, героям, определим основные, центральные темы романа, роль народа, жырау и батыров. Тема нашего урока «Вековая боль старины» (Чтение стихотворения К.Аманжолова) О домбра, почему твоя песнь грустна, Грудь твоя забытых преданий полна, Лишь рукою коснусь я упругих струн Зазвучит вековая боль старины.
2.Чтение отрывка Том 4. Эпилог - Да чем богата казахская степь, так это могильниками… Мини –сочинение: Представьте себе огромный каменный валун посреди бескрайней степи, подойдите к нему и прислушайтесь: что мы можем услышать, а возможно и представить. Чтение сочинений. Вывод: 1 О чем свидетельствуют они? Ведь не даром говорится, что если бы камни умели говорить, они о многом могли бы рассказать. Они хранят в себе историю – бескрайняя казахская степь помнит и древние племена, и походы Чингисхана, годы Великого бедствия и последующие события. Они хранят в себе легенды, притчи, быль, песни. 2 О чем они могут рассказать? - О Абулхаир-хане, который хотел завоевать мир, как и его великий пращур Чингисхан. - О Касым-хане, посвятившем свою жизнь объединению казахской земли. - О Аблай-хане, проявившем себя в годы Великого бедствия. - О хане Кенессары, мечтавшем стать ханом самостоятельного Казахского ханства. Каждый из них жаждал власти, стремился достичь любым путем своей цели, учился по легендам и притчам Чингисхана.
II. Беседа с элементами анализа.
1) Что привлекало их всех в личности Чингисхана?
2) Вспомним притчу «Орел и удав», о чем она?
3) В связи с чем вспоминает Абулхаир-хан эту притчу? (Для чего жить)
4) Что хотел он? Какую цель поставил перед собой?
5) Почему же народ не пошел за ним? Кто увел народ от войны, от новых кровожадных замыслов хана?
6) Кто продолжил дело, начатое Джанибеком? В чем видел он силу ханской власти? (О заговоренном мече, Касым-хан) Без народа хан не сможет достичь цели; народ, как и заговоренный меч, должен оказаться в руках мудрого, сильного и справедливого правителя. Нужно достичь единства народа и хана.
7) Но было ли единство в степи? Какое событие показало, что единства не было? (годы Великого бедствия, Актабан шубурынды)
8) Кто из ханов проявил себя мудрым полководцем? Аблай-хан, но и он совершил много ошибок, было время, когда народ верил ему, шел за ним, но было время, когда народ разочаровался в своем хане.
Инсценирование эпизода: Хан Аблай и Бухар – жырау.
9) Кто такие жырау? Какова роль жырау? Как Аблай хан оценивает свое правление? За что его осуждает Бухар-жырау? В чем винит его? (В смерти Баян-батыра). 10) Каким был Баян-батыр? Народ выдвигал своих героев, воспевал подвиги тех, кто из них был любим народом, образы батыров отражены в романе. Что их всех объединяет? (эпизоды из романа) А) Кабанбай-батыр (сообщил о наступлении врагов, поднимает народ на борьбу, несмотря на то, что он принадлежал к «черной кости» возглавляет борьбу). Б) Богембай-батыр: Как ведет себя батыр? Какие качества присущи ему?
III. Вывод. Обобщение.
1. Что объединяет батыров? (смелость, мудрость, стремление к борьбе, к свободе, чувство собственного достоинства, долг к справедливости) 2. Какова роль ханов? (Каким бы не был могущественным, он вынужден был считаться с настроением «кочевой массы», «черной кости»)
3. Какова роль народа? (Движущая сила истории) Какие события не происходили бы, народ всегда был во главе, именно ему приходилось испытывать все тяготы бедствий, именно он страдал, испытывая боль, и отразил все это в своих песнях. В годы Великого бедствия народ сложил песню «Елим-ай». Прослушайте, скажите можно ли догадаться о чем она? Что напоминает она?
Кадры док.фильма. Песня «Елим-ай» Звучит великая неутешная в своей горести песня, напоминающая собой плач. Именно в песне заключена душа народа, его мечты, горести, обиды. Каждое время имеет свою песню, события, героев. IV. Заключительное слово учителя. Вот и закончилось наше путешествие в историю по страницам романа «Кочевники». Мы затронули маленькую капельку из огромного моря «История». Если Вас заинтересовали эти события, времена, герои, Вы сможете прочитать это в книгах. Еще Леонардо да Винчи сказал: «Познание минувших времен и познание стран мира – украшение и пища человеческих умов.
Я думаю, что мы познали частицу истории, прошлого, значит, этим самым мы обогатили себя и дали пищу для ума. И чтобы это все пополнялось, я обращаю Ваше внимание к выставке книг. Прочтите эти книги, если у Вас появился интерес к истории. V. Итог урока.
VI. Домашнее задание: Эссе «Необходимы ли произведения на историческую тему в наше время? »
|