Владимир Проскурин
До ста городских примечательностей
В прошлом город, по словам поэта Вячеслава Киктенко, делился на три неравные части: до речки, вдоль речки и то, что за ней. Верный “до речки” больше напоминал образцовую деревню, основанную переселенцами из разных уголков России: крепкая изба, вокруг нее - замкнутый двор из амбаров, сараев, погребов, ледника, бани, конюшни, навеса для инвентаря и прочих надворных построек.Переселенцы привнесли в архитектурную аранжировку первых улиц нового города свои местные строительные приемы, свои вкусы, обычаи, культы. Например, опорные камни фундамента поливали кровью зарезанного петуха. Для богатства под углы нижнего венца помещали монеты, для оберега от нечистой силы закладывали ладан, для тепла - шерсть. Любопытно, что крестьяне везли в Семиречье самое дорогое: из Сибири - полевые цветы в кадушках, что в студеные дни благоухали на избяных подслеповатых оконцах: из Поволжья - плоские тяжеленные камни, заботливо облаченные в тряпицы (их использовали для гнета при квашении капусты). Чего-чего, а цветов, камней да солнца в горном краю семи рек хватило всем с лихвой! Деревенский уклад, однако, негативно влиял на развитие города и его облик. Скупленные под строительство домов участки шли на разведение огородов и садов, устройство скотных и постоялых дворов. Хозяйственные и бытовые постройки выходили к речкам. В 1915-1916 годах верненская городская дума произвела статистико-экономическое обследование. Выяснилось, что из 20 855 десятин станичной земли казаками обрабатывалось лишь 4 768, остальная земля сдавалась в аренду городским жителям. Из 9 855 городских хозяйств 837 занимались главным образом сельским хозяйством. Городское стадо составляло 20 тысяч только крупного рогатого скота. Большинство горожан владело участками земли от 300 до 600 квадратных саженей, около 30 % - меньшими по площади, а 10% - большими. До речки Малой Алматинки город был в одну улицу, некогда Соборную, затем - имени генерала Колпаковского, позднее - Ленина (Ильича), а ныне - проспект Достык, связывающий торговый центр города с предместьями в урочище Медеу. На месте разрушенного за ненадобностью крепостного вала в 1875 году разбили просторный “Гостиный двор и его купечества” (сто лет спустя - крытый рынок “Алма-Ата”); в средней части, где сегодня алеет пламя Вечного огня в городском парке, возвели обширный православный храм, поверженный три года спустя грандиозным землетрясением. В тот же памятный день, 28 мая 1887 года, стихия до основания уничтожила торгово-промышленные участки Кузнецовых, Пугасовых, Ивановых, Лутмановых, Огородниковых, некогда располагавшиеся на территории нынешних площади и проспекта Абая. В память погибшим от сил природы в центре Гостинодворской площади была сооружена часовня. Первостроитель Верного П.М. Зенков писал по этому поводу: “... мы, семиреченцы, со страхом вспоминаем прошлогоднюю катастрофу, строим часовню-памятник ко дню ее годовщины и украсили эту часовню вокруг фонаря ея подобающей надписью” (в 1927 году в дни торжеств десятилетия диктатуры пролетариата часовня, как, впрочем, и многие другие памятники, напоминающие о “проклятом царском прошлом”, были уничтожены. - В.П.). В Верном были возведены 11 мечетей, две синагоги, римско-католический костел, православные церкви, среди которых сохранились лишь немногие действующие - Туркестанский кафедральный собор, возрожденный к жизни на Вознесение 1995 года, и Малостаничный храм во имя иконы Казанской Божьей Матери, небесной заступницы Семиречья - этот храм поставлен еще в 1871 году в память основания алматинских станиц. В наши дни духовная жизнь постепенно восстанавливается... В Алматы проповедуются основные мировые религии с более чем 30 толками и направлениями. Свыше 200 религиозных групп, организаций, объединений, в том числе последователей ислама и христианства, обладают собственностью, строят культовые здания. В начале первой мировой войны, времени, по которому экономисты судят о развитии страны в ее дооктябрьский период, город незначительно расширил свою территорию на юго-запад (любопытно отметить, что в первом советском генплане 1936 года город также был намерен шагнуть на запад к району Тастака, вдоль Копальского тракта (ныне проспект Суюнбая) и на восток за Татарку). Но тогда осуществлению планов помешала вторая мировая война. Сохраняя курс на аграрное ведение хозяйства, продолжала развиваться и городская промышленность. В Верном действовало 65 фабрик и заводов (из них 16 кирпичных, 8 мыловаренных, 5 маслобойных, 3 табачных, по два предприятия выпускали кожевенную продукцию и спирт, а также гильзовые папиросы). Продолжали работать первые промышленные объекты Семиречья - заводы: пивомедоваренный, известковый и огневой сушки овощей, работающие исключительно на гидроэнергии Малой и Большой Алматинок. Из 37 тысяч населения лишь 328 жителей были заняты в промышленном производстве. Территория “вдоль речки и то, что за ней” была городом ремесленников и купцов. На берегах полноводной и бурной Алматинки (после селя 1921 года она поубавила свой норов, видимо, найдя для себя подземные русла), а также на ее гидротехнических каналах выросло до сорока предприятий агропромышленного направления. Вокруг водяных мельниц, отчаянно вращающих лопасти агрегатов, понастроились рабочая “кузнецовская” слобода, городские дачи. Своеобразное верненское Заречье делилось современным проспектом Абая на нижние и верхние садовые участки. В журнале городской Думы читаем, что “в 1880 году г-же Зауэр отдано земли под пивоваренный завод сроком на 50 лет, а пятью годами ранее - бесплатно, прапорщику Поклевскому-Козелло на 90 лет.” Верненские деловики обустраивались обстоятельно и надолго. Их деятельность была отмечена правительством за развитие промышленности и торговли высокими наградами и чинами. Два купца первой гильдии Н.И. Иванов и Г.В. Дюршмидт носили звание коммерции советника, первый - с 1887, второй - с 1906 года. Широкую известность получила благотворительность купечества. На средства меценатов строились храмы, богоугодные заведения, школы, велось благоустройство края и градостроительство. Накануне установления Советской власти в городе появились новые здания: торговые конторы, магазины, сословные клубы, кинотеатры. Внешне приземистые одноэтажные постройки были результатом убежденности местных архитекторов не строить высоких каменных зданий на местности, подверженной частым землетрясениям. Заботясь о поддержании архитектурного облика Верного, строители использовали, словно эхо минувших дней, традиции деревянного зодчества. Строения венчались “бочками и шатрами”, украшались “подзорами, петушками, полотенцами” и прочей резьбой по дереву. Такие домики украшали пыльные, неблагоустроенные улицы. Над резными крылечками крепились кованые ажурные вывески: “Торговый дом Г.А. Шахворостова с с-ми”, “Наследники коммерции советника Н.И. Иванова”, гостиница “Европа”, ресторан “Париж”, модные магазины по продаже женских шляпок и обуви “Варшава” и “Вена”, кинотеатр “ХХ век”. Появились телефон, электричество, автомобильные экипажи, деревянно-гончарный водопровод. Единственная областная газета “Семиреченские ведомости” не без иронии писала, что в “условиях повальной болезни поддержать репутацию полукустарного или несостоявшегося заведения пышной вывеской с многообещающим названием следовало бы подумать о переименовании Верного в город... Реномэ”. В 1906 году в городе Верном было издано наследие мыслителя-утописта Н.Ф. Федорова под общим названием “Философия общего дела”. Книга была подготовлена учеником Федорова, верненским юристом Н.П. Петерсоном. Событие само по себе уникальное. Труд представителя русского космизма Николая Федорова признан мировым сообществом памятником философской мысли. Писатель предрекал, что наступит время аморальности и безнравственности, утилитарного отношения и прагматического взгляда на памятники и памятные места человеческой цивилизации, когда, по мнению мыслителя, могилы отцов превратятся в праздные гульбища. Нечто подобное произошло в истории нашего города, в котором прошлое не ужилось в гармонии с настоящим. Кладбища, на которых лежали предки, известные и неизвестные горожане, были разорены и оказались под городской застройкой. Например, район железнодорожной станции Алматы 2, промзона между улицами Макатаева и проспектом Райымбека, парк 28 гвардейцев-панфиловцев, где нашли временное упокоение жертвы землетрясения 1887 года и селя 1921 года, сталинских репрессий и голода, герои революции и гражданской войны. Не стали историей города дорогие могилы почетных граждан города Э. Баума, П. Зенкова, С. Быкова, первосвященников Софония и Никона, аксакала города Верного Сеида Ахмета Сейдалинова, сводного брата Абая султана Халиуллы Ускенбаева, героя первой мировой войны, губернатора Семиречья М.А. Фольбаума, топографа Е. Воронина. Несть им числа, которые наш свет сопутствием своим животворили! Философские мысли Федорова причудливо развил поэт Вячеслав Киктенко в стихах о прошлом и настоящем города, образно соединенных мостом на пугасовской переправе через Малую Алматинку. В 1896 году берега горной реки соединили свайным покрытием. Возводил мост, вероятно, инженер Николай Наранович, однако в памяти народной он остался Пугасовым мостом, по фамилии первостатейного купца, благоустроителя города Никиты Яковлевича Пугасова. “Мост был знаменито излучен, венец достопамятных сил купеческого благополучия, скрипуч и перильчат он был” - так скажет поэт об инженерном сооружении прошлого. Здесь у мельницы, известной уже тем, что во время землетрясения 1887 года бесплатно кормили хлебом жителей разрушенного города, Никита Пугасов начал свою предпринимательскую деятельность. Жил купец недалеко от водной переправы, и на месте его усадьбы остался лишь столетний дуб - своеобразное олицетворение купеческого благополучия. Давно нет моста, нет Пугасихи - запрудного ристалища детских дней, пивного вече взрослых лет, шутейной ассамблеи и остро пахнущего пугасовского базарчика. И лишь наплывают строки поэта: “Однако, выходит, непросто сжигать имена и мосты, коль вновь по Пугасову мосту проходим, как встарь, я и ты”. Своеобразный поэтический образ Пугасова моста как соединяющая нить между прошлым и настоящим, как необъятное море с большими и малыми островами, бухтами и заливами, где оказывается каждый ведущий неустанные краеведческие поиски в воссоздании родословной города, в установлении забытых имен творцов, руками и чаяниями которых возводилась и строилась южная столица Казахстана. Аранжировкой укрепления Верного, проектированием общественных и гражданских зданий, культовых сооружений занимались инженеры Туркестанского и Западно-Сибирского военных округов, выпускники Санкт-Петербургской инженерной академии, института гражданских инженеров, института путей сообщения. Вспомним первых: Леонард Александровский, Цезарь Гумницкий, Аполлон Каменоградский, Николай Криштановский, Павел Зенков. Первым городским архитектором был Г.Н. Серебреников (1839-1883), автор первого соборного храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В 1934 году при благоустройстве площади Коминтерна Покровский храм вместе с погостом были уничтожены. Вторым и последним в предреволюционные годы главным архитектором города был француз Поль Гурдэ (1846-1914).Между прочим, он автор первого герба Верного, утвержденного 19 марта 1908 года, создатель первой рельефной карты Семиречья, представленной на всемирную выставку в Париже, инициатор первых археологических раскопок Алматы, других начинаний, за что был удостоен звания почетного гражданина. Первый монументальный памятник в Верном был сооружен в честь Александра II. К открытию бюста самодержцу 17 сентября 1912 года Дума преподнесла венок “тому, под чьей державой возникло Семиречье”. Судьба памятника после установления Советской власти неясна. Однако известно, что на его месте в 30-е годы предполагалось установить памятник Ленину (ныне здесь Аллея глав государств, посетивших Алматы). Достойна сожаления печальная судьба еще двух памятников, некогда поставленных в окрестностях города в честь важнейших исторических событий. В 1905 году на православном кладбище села Узун-Агач (Казанско-Богородское) по проекту петербургского зодчего А.И. Гогена был сооружен обелиск в память сражения 21 октября 1860 года с кокандцами, битвы, принесшей мир и согласие казахскому народу и всему Заилийскому краю. Безжалостно содраны в наши дни с памятника гранитные блоки и мемориальные доски героям сечи, командующему сражением Г.А. Колпаковскому. На дне рукотворного Капчагайского водохранилища оказался поселок Илийск, где в 1874 году на средства купцов Владимира и Василия Кузнецовых на порфировых скалах капчагайской теснины была возведена часовня в память перехода Или отрядом М.Д. Перемышльского, всем первопоселенцам, основателям городов и сел Семиречья. В советское время мемориальные сооружения воздвигались в основном в честь деятелей Коммунистической партии и героев революции и гражданской войны. Первым памятником, установленным в эпоху социализма, была конная статуя руководителю восстания 1916 года Амангельды Иманову (1947 г.). Долгие годы памятник на фоне Заилийских гор являлся символом старой Алма-Аты. К сожалению, в наши дни многие из памятников советского периода стали считаться не произведениями искусства, а носителями чуждой эпохи и старой идеологии, а посему некоторые из них незаслуженно подвергаются ревизии и сносу. В соответствии с Законом об охране исторического наследия составлен перечень алматинских зданий, которые являются памятниками старины и не должны подвергаться коренной реконструкции. Однако во многих старых купеческих особняках и общественных зданиях стали размещаться иностранные фирмы, посольства и представительства. В наши дни здание консистории Туркестанской и Ташкентской епархии, особняки известных купцов Шахворостовых и Радченко, дома врача Фидлера и лесовода Баума, аксакала Сеида Ахмета Сейдалинова лишь внешне напоминают старый город - внутри новыми владельцами осуществлена коренная перепланировка. Некоторые улицы решено было оставить в качестве образцов старой Алма-Аты: Гоголя, 8 Марта (Калдаякова), Ленина (Достык) и др. Но жизнь распорядилась по-иному, и почти повсеместно старые домики были вытеснены высотными зданиями, а проспект Ленина подвергся полной реконструкции. В честь 100-летия со дня рождения Ильича часть проспекта от Абая до парка им. 28 гвардейцев-панфиловцев была застроена современными высотными домами, лишь в глубине дворов сохранилась часть верненской рядовой жилой застройки. Наиболее ранним сооружением советских времен остается школа № 35 на углу с улицей Джамбула. Последним по времени общественным объектом, построенным на проспекте Достык, является здание Дворца школьников (1983 г.). Комплексную застройку проспекта продолжают сегодня микрорайон “Самал”, дипломатический городок выше Моста и комплекс сооружений в урочище Медеу - ледовый стадион, гостиница, противоселевая плотина. Проект спорткомплекса группы архитекторов во главе с В.З. Кацевым и А.С. Кайнарбаевым удостоен Государственной премии СССР за 1975 год.Так, проспект Достык из верненской улочки превратился в красивейшую магистраль современного города. Отрадно, что сегодня улицы, площади и скверы Алма-Аты продолжают украшаться новыми памятниками - акыну Джамбулу, ученому-геологу К.И. Сатпаеву и просветителю А. Байтурсынову, героиням Отечественной войны Маншук Маметовой и Алие Молдагуловой. К 200-летию со дня рождения гениального русского поэта Александра Пушкина поставлен памятник на улице, носящей его имя. Среди мемориальных сооружений - новые памятники и плиты на домах, где жили выдающиеся деятели науки и техники, истории и культуры; надгробия на могилах героев нового времени. Началось новое строительство храмов, возрождение центров национальной религиозной культуры, просвещения, паломничества. В Алматы 25 национальных культурных центров. Последователями ислама возведено 22 мечети, образован исламский университет, обустроена могила святого Райымбека, издается журнал “Ислам элеми” и газета “Нур Шапагат”. В 1998 году около 400 правоверных Казахстана совершили хадж в Мекку. В июле 1999 года возведено новое величественное здание центральной мечети на 3000 верующих, а также сдана первая очередь исламского культурного центра имени Мубарака. Город широко представлен христианскими конфессиями, среди которых армянская религиозная община “Сурб Хач”. В 1999 году образована Астанайско-Алматинская епархия русской православной церкви, в числе 107 приходов, 6 монастырей. Для нужд православных действует духовное училище, издаются газеты “Свет православия в Казахстане” и “Веди”, создан благотворительный фонд “Светоч”. С 1994 года установлены дипломатические отношения с Ватиканом с пребыванием в Алматы Апостольской администратуры. В республике зарегистрировано 90 католических общин, а в Алматы 2 монастыря ордена Францисканцев, возведен римско-католический костел Пресвятой Троицы. Кроме того, в Алматы действуют более 100 общин протестантского толка, несколько лютеранских организаций. Активную миссионерскую деятельность ведут верующие харизматического движения, библейской миссии баптистов. В городе существует пресвитерианская духовная академия, организован библейский колледж, издаются газеты, журналы, специальная и духовная литература. 1999 год отмечен юбилеем местной иудейской общины, закладкой здания еврейского центра “Дом Менахема”. Нельзя не сказать и о том, что в Алматы до 30 собраний Свидетелей Иеговы, а также места до десятка нетрадиционных и неоориенталистических религиозных объединений, среди которых буддисты и общество сознания Кришны. Из архитектурных премьер последних лет следует отметить создание группой зодчих мастерской Ш.Е. Валиханова мемориального комплекса на площади Республики. В центре - обелиск Независимости. Обрешетки художественного литья, полукругом обрамляющие стелу, повествуют о главных, эпохальных событиях истории Казахстана, включая торжественное избрание на пост первого Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева. Вершину стелы замыкает композиция фигуры крылатого барса, который сопровождает в звездном пути “золотого человека”. У подножья обелиска на мемориальной доске отпечаток ладони Президента, возлагаемой на Конституцию во время присяги. Пространство мемориального сооружения заполнено малыми архитектурными формами, скульптурными сценками из жизни и истории казахского народа... Со дня закладки города и времени основания первых алматинских поселений прошло 150 лет. За эти десятилетия в городе произошло множество социально-экономических и политических изменений. Судьба города, как жизнь человека, полна радостей и печалей, каждая ее страница - неповторима. Поэтому наш святой долг - как можно точнее воссоздать и сохранить историю Алматы.
Золотой человек Семиречья
История Алматы и ее окрестностей, известных под поэтическим названием Страны семи рек, имеет немало славных страниц. Весть об образовании осенью 1867 года Семиреченской области облетела многие российские города и веси. Люди срывались с насиженных мест, устремлялись целыми семьями в благодатную страну Семи рек, где, как уверяли, простые арбузы вызревают с переднее колесо телеги. И тянулись по дорогам Степного края и Туркестана повозки с нехитрым домашним скарбом. Шли пешим порядком тульские печники, московские маляры, сибирские кузнецы, курские землекопы, воронежские плотники - словом, рабочий люд пореформенной, раскрепощенной России с надеждой на место под солнцем на новой земле . Благодатное Семиречье привлекало взоры купцов; богатые караваны иноземных государств и народов из века в век направлялись в Илийскую долину к подножью Алатауских гор. Купеческое сословие города Верного традиционно было самым представительным обществом в крае. На торгово-промышленный капитал коммерсантов, предпринимателей, меценатов строился, рос и благоустраивался город. Имена многих благодетелей должны быть вписаны в золотую летопись делового мира Семиречья - купцов первой гильдии братьев Василия и Владимира Кузнецовых, А.С.Гаврилова, Н.Я.Пугасова, Исхака Габдулвалиева, Медеу Пусырманова, Г.А.Шахворостова, коммерции советников Н.И.Иванова и Г.В.Дюршмидта. Лучшие представители верненского общества, известные предприниматели, купцы, чиновники, образовали в 1877 году Верненскую думу, в состав которой вошли гласные от всех сословий, избранные сроком на четыре года. Из состава Думы был выбран исполнительный орган - городская управа, ее попечительству подлежали вопросы благоустройства города, народное образование, здравоохранение, торговля и кредит, благотворительность. В разные годы главами городской администрации Верного были почетные граждане П.М.Зенков, С.М.Быков, И.Д.Лутманов, А.И.Путолов, Я.С.Щепкин, И.Л.Брызгалов, С.И.Петухов. В результате перехода власти в марте 1918 года к коалиционному советскому правительству Верненская дума была разогнана, ее гласные репрессированы. Функции ведения городского хозяйства передали чрезвычайным военно-революционным органам. Восемнадцать лет спустя был огранизован Алматинский городской Совет депутатов трудящихся и исполком. Его председателями назначались Х.Байузаков, М.Абдыкалыков, С.Шарипов, П.Г.Орехов, К.А.Милованов, Х.Айбасов; Р.Ильяшев, И.Шарипов, Ф.А.Мамонов, А.Адилов; Е.Дуйсенов; К.Аухадиев, А.Жакупов; А.Д.Койчуманов, А.А.Кулибаев, З.К.Нуркадилов; Ш.Кулмаханов. С 1991 года и в наши дни главой администрации (акимом города) является Виктор Вячеславович Храпунов. Зачинателями алматинской этнографии считают Чокана Валиханова и его коллег - чиновников, военных, священников, энтузиастов всестороннего изучения и освоения края. Интерес к семиреченской старине проявил востоковед Н.Н.Пантусов, в 80-е годы начальник Кульджинской канцелярии, создатель школы переводчиков тюркских языков. Питомцы Пантусова состояли в штате известных ученых экспедиций: Мекебай Кашкинбаев и Джетыбай Искельдинов сопровождали геолога И.В.Мушкетова; Исчан Карачанов - горного инженера И.В.Игнатьева; Тохта-Ахун Ниязов и Мырзаш Алдияров - географа Н.М.Пржевальского; Тезек Аблайханов - геодезиста А.Ф.Голубева; Адбан Сарыкутаев - палеонтолога Г.Д.Романовского; Токаш Бокин - статистика П.П.Румянцева. В историю географических открытий вошло имя Абдулсати Юсупова, сопровождавшего принца Орлеанского и Пржевальского; он же - переводчик губернатора А.Я.Фриде. Собирательный образ семиреченского толмача и проводника воплотил в характере героя степных рассказов Жаксыбая крупнейший писатель ХХ века Владимир Набоков. Город Верный оказал творческое влияние на дореволюционных писателей Анну Зеленину, взявшую псевдоним “Алматинская” и Бонифация Карпова, который подписывал свои рассказы под именем “Верненский Гражданин”. В нашем городе творили известные православные богословы, архиереи Сокольский (Софония) и Неводчиков (Неофит). Между прочим, последний состоял в дружбе с Н.В.Гоголем и дипломатом А.С.Стурдза. В Верном увидело свет философское наследие мыслителя Н.Н.Федорова, изданное его учеником Н.П.Петерсоном под общим названием “Философия общего дела”. Верненский юрист Петерсон был в близких отношениях с Толстым и Достоевским, семьями Лермонтовых и Огаревых. В нашем городе, в годы его основания, жили современники и друзья А.С.Пушкина, пристав казаков Большой орды М.Д.Перемышльский, уездный начальник М.В.Ждан-Пушкин, поэт А.Г.Ротчев.Здесь, в укреплении Верном и служил казачьим офицером сводный брат Абая султан Халиулла Ускенбаев. В 1879 году в Верном был образован статистический комитет, объединивший пытливые умы Семиречья. Непременным и бессменным секретарем Комитета состоял В.Е.Недзвецкий; в составе сотрудников - имена губернаторов края Г.А.Колпаковского и М.Е.Ионова, аксакала города Верного Сеид Ахмета Сейдалинова, журналистов Т.И.Шелюто и П.М.Зенкова, фотографов из семьи Лейбиных - Соломона, его сына Абрама и внуков Павла, Бориса; медиков Н.Зеланда, Ф.Гуминского,Ф.Пояркова, архитектора П.Гурдэ, капельмейстера Л.Ланжелли, педагогов М.А.Стратилатова, В.Д.Городецкого, М.В.Вахрушева, художника Н.Г.Хлудова, лесоводов братьев Карла, Эдуарда, Отто Баумов; исследователей гор Е.С.Дмитриева и Н.Н.Пальгова. Сотрудники статкомитета выпускали обширную географо-экономическую, справочно-энциклопедическую, учебно-педагогическую и познавательную литературу, ценность которой очевидна. В 1930 году в Алма-Ате состоялся Первый всеказахстанский краеведческий съезд. Председателем Центрального бюро был избран известный историк Санджар Асфендияров. За последние годы история Алматы значительно пополнилась за счет исследований в области исторического краеведения: А.А. Горячева, Н.П. Ивлев, А.С. Такенов и В.Н. Проскурин подготовили немало материалов о прошлом города. В литературно-художественном краеведении вели поиски писатели К.Исабаев, библиограф А.С. Данилов, пушкинист Н. Избаев, в историю живописи внесли вклад художники М. Ержанов и М.П. Шмулев, в музыкальном краеведении проводили исследования Н.Н.Гринкевич, Ю.П.Аравин, В.М.Колосов; в медицинском - Р.И.Самарин, В.З.Галиев; в естественно-географическом - П.И.Мариковский и А.П.Горбунов; в статистико-экономическом - О.Р.Назаревский, С.Р.Ердавлетов. Историей религии занимались О.Ходаковская и В.Королева; история техники запечатлена в собрании коллекционера В.В.Скибы. В нашем городе родились известные ученые историки-обществоведы, хранитель древностей Средней Азии В.Л.Вяткин, марксисты-ленинцы В.А.Ганцова-Берникова и А.В.Скляренко. Заметный след в истории оставили тюрколог В.В.Радлов, исследователь средневековья Семиречья В.В.Бартольд, академик Е.В.Тарле. В Верном прошли детство красного маршала М.В.Фрунзе, ссылка опального Л.Д.Троцкого и политическая деятельность его соратника -Троцкиста А.А.Иоффе, эвакуация во время войны участника трех русских революций П.А.Аргунова. В течение нескольких лет краевую партийную организацию в Алма-Ате возглавлял небезызвестный Ф.И.Голощекин, принимавший участие в расстреле последнего императора Николая II и его семьи. В Семиречье проходили военную службу будущие лидеры Белого движения, блистательные офицеры и талантливые литераторы Б.В.Анненков, П.Н.Краснов и Л.Г.Корнилов. С Верным связана судьба председателей Временного Всероссийского и Российского правительств, Совета министров Временного Сибирского правительства А.Ф.Керенского и П.В.Вологодского, Туркестанского комитета Временного правительства О.Шкапского, М.Тынышпаева, П.Шебалина. Из сословия семиреченских казаков вышли люди, сыгравшие видную роль в общероссийском революционном процессе. Братья Лев, Илья и Глеб Шендриковы, а также жена Ильи Клавдия, в начале века ставшие основателями одного из направлений в рабочем движении - “шендриковщины”. Высшую власть в Туркестанской республике возглавил одностаничник Шендриковых В.Д.Вотинцев, пройдя начальную большевистскую подготовку в Петрограде. Советский период истории Алматы неотделим от судьбы страны. Сегодня молодому поколению передаются имена легендарных семиреченских батыров Наурызбая, Карасая, Райымбека, Малайсары, их именами называются улицы и поселки, им устанавливаются памятники и монументы. В Золотую историю Семиречья включаются Узун-Агачское восстание 1916 года во главе с Бекболатом Ашикеевым; Чемолганское - под предводительством Жуниса Сагатова и Токаша Бокина; Каркаринское , возглавленное Узаком Саурыковым и Казыбеком Чормановым. К сожалению, стерто из памяти потомков значение битвы 1860 года, когда начальник Алатавского округа Г.А. Колпаковский, собрав малые силы для отражения кокандской экспансии, героически выиграл сражение. В годы индустриализации построена железнодорожная магистраль, получившая название “Турксиб” - одна из крупнейших строек первой пятилетки, связанная с именами партийного и государственного деятеля Турара Рыскулова и инженера-путейца, общественного деятеля Мухамеджана Тынышпаева. Оба родом из Семиречья; Тынышпаев - выпускник Верненской мужской гимназии. Турксиб вошел в судьбу сотен, тысяч инженеров и рабочих - основу технической интеллигенции республики - энтузиастов социализма и стахановцев социалистического производства. Коллективизация проводилась чаще всего насильственными “голощекинскими” методами, что привело к голоду в 1932 - 33 годах и массовой откочевке населения в соседние регионы ближнего и дальнего зарубежья. Мы должны помнить и героев Великой Отечественной войны, имена гвардейцев-панфиловцев, сотен и тысяч воинов, навеки оставшихся на полях сражений. И тех, кто ковал Победу далеко от фронта, гвардейцев тыла. В летопись военной поры вошли ратные подвиги Сырбая Мауленова и Жумагали Саина, Малика Габдуллина и Рахимжана Кошкарбаева, Маншук Маметовой и Алии Молдагуловой,Талгата Бегельдинова и Сергея Луганского. В годы войны в нашем городе работали видные ученые И.П.Бардин, Л.С.Берг, В.И.Вернадский, Н.Ф.Гамалея, А.М.Панкратова, Г.А.Тихов, В.Г.Фесенков, Б.Д.Греков, Н.В.Цицын и десятки других славных имен, внесших вклад в развитие народного хозяйства, культуры, науки, просвещения Казахстана. В 1946 году была открыта Академия наук республики и ее первым президентом был избран К.И.Сатпаев.В первый состав академии вошли 30 выдающихся ученых, среди которых М.Ауэзов, А.Жубанов, Н.Базанова, А.Маргулан, А.Сызганов, М.Русаков, Н.Сауранбаев. Как и весь Казахстан, Семиречье было местом ссылки репрессированных народов - ингушей и чеченцев, немцев и поляков, курдов и турок-месхетинцев. Местное население делилось с обездоленными последним куском хлеба, крышей над головой, помогая встать на ноги и зажить полнокровной жизнью. Алма-Ата в годы эвакуации гостеприимно приняла деятелей литературы и искусства Г.Уланову, С.Эйзенштейна, С.Прокофьева, А.Райкина, Н.Сац, М.Зощенко, С.Маршака, С.Михалкова, К.Паустовского, О.Форш. Жизнь каждого региона - это прежде всего судьба населяющих его людей, слава его - в именах лучших. Лучшими во все времена слыли люди труда, те, чьи талантливые руки лелеяли и возрождали эту землю, делали ее плодоносной. В трудовую летопись края внесены имена тружеников социалистического периода истории - В.Дидковский, П.Томаровский, М.Туймебаев, А.Диханбаев, М.Битный, А.Тимофеев, С.Шаталова, З.Кудербекова, Р.Нуртазина, З.Толендинова, М.Данилова, Л.Кочетова, М.Колжанова, А.Клименко, К.Жанетова и многие другие. В Семиречье жили и творили знаменитые акыны Суюнбай, Джамбул, Умбетали Карибаев, народные артисты Нургиса Тлендиев, Куддус Кужамьяров, Идрис Ногайбаев. В Алма-Ате родились и посвятили свою жизнь литературе и искусству Куляш Байсеитова, Шара Жиенкулова, Дмитрий Снегин, Ануарбек Умбетбаев, Исмаил и Салима Саттаровы, Владимир Поливанов, Макпир Бакиев, Газиз Дугашев, Александр Пономарев, Николай Соловьев, Эмануил Романенко. Алматы живет богатой духовной жизнью.Здесь раскрылись талант и популярность Айман Мусаходжаевой и Жании Аубакировой, Ермека Серкебаева и Алибека Днишева, Олжаса Сулейменова и Мухтара Шаханова, Еркина Мергенова и Вячеслава Белялова, Гульфайруз Исмаиловой и Юрия Ратушного, Асета Бейсеуова и Шамши Калдаякова. Необходимо воспитывать горячее чувство любви к своей Родине, к земле и истории своих предков. Без прошлого нет будущего. Как нет истории без тех, кто ее создает и творит.
(печатается в сокращении)
|