Бахыт Оразымбетова Максим Гольбрайхт Ирина Смирнова
Ровесник века
С 1907 по 1929 год Свято-Вознесенский, бывший Туркестанский кафедральный собор использовался по прямому назначению: здесь проводили службы. В 1929 году собор закрыли, в здании его разместились экспозиции Центрального государственного музея. В 1985-1995 годах здесь был концертно-выставочный зал. Решением Президента Нурсултана Назарбаева о возвращении бывшего Туркестанского кафедрального собора епархии в вечное пользование православным была восстановлена историческая справедливость: 18 апреля 1995 года в его здании провели первые богослужения.
В этом году Свято-Вознесенскому собору исполняется 100 лет. Первоначально собор имел название Туркестанский кафедральный собор. Его освящение состоялось 30 июля 1907 года в Верном в честь наследника российского престола цесаревича Алексея, сына последнего императора России Николая II. Здание это выдержало разрушительное 10-балльное землетрясение 22 декабря 1910 года по старому стилю, и с этого времени стало не только духовным памятником, но и идеальным примером сейсмостойкого строительства. Сразу после катастрофы первой отстроили типографию, и со страниц газеты «Семиреченские областные ведомости» главный за-стройщик Верного архитектор Андрей Павлович Зенков обратился к жителям города с такими словами: «Я верю в успехи будущего и не боюсь за наш город, за нашу семиреченскую и в то же время сейсмическую область… Недалеко то время, когда наш город украсится солидными, в несколько этажей, бетонными и другими каменными, долговечными строениями». Собор вошел в список «100 памятников мирвого зодчества».
Как же создавался Свято-Вознесенский собор?
В самом начале прошлого века был объявлен конкурс на лучший проект собора среди архитекторов Семиреченской области. В 1903 году одобрили и утвердили проект С. Борисоглебского и С. Тропаревского. Так что архитектором собора Андрея Зенкова считают ошибочно – он был инженером-строителем и надзирал за качеством стройки. Но так получилось, что его слава превзошла славу авторов проекта.
Именно благодаря Зенкову собор был возведен в кратчайшие для того времени сроки, несмотря на сложность и тщательность строительных работ в зоне активного землетрясения. Например, при строительстве фундамента реализовали идею «жестко-упругой корзинки с сильно пониженным центром тяжести». Как известно, собор был выстроен из тянь-шанской ели, сверхпрочной, не подверженной гниению, ее обычно используют для строительства кораблей. И вот уже 100 лет это величественное здание в парке имени 28 гвардейцев-панфиловцев Алматы возвышается не только архитектурной доминантой, оно как бы парит над повседневностью и «держит» пространство вокруг в радиусе многих километров. Известный советский поэт Леонид Мартынов посвятил нашему собору такие строки:
Деревянное здание будет не даром –
Здесь подвержена местность подземным ударам.
Рухнет каменный свод. По условьям природы
Здесь гораздо надежней древесные своды.
И сказал генерал: «Принимайтесь за дело,
Чтобы церковь крестами за тучи задела».
После долгой поры несправедливого, кощунственного забвения истинного назначения православного храма люди вновь заговорили о кафедральном соборе. 17 июня 1995 года он был вновь освящен – Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II. Это был светлый праздник Вознесения, поэтому собор переименовали в Свято-Вознесенский. В тот день на небе не наблюдалось ни единой тучки, было ясно и солнечно. Но когда подняли колокола, произошло чудо – небо вдруг осветила радуга! Откуда она взялась? Это явление остается загадкой по сей день. Тот приезд владыки Алексия II в нашу страну был первым визитом представителя высшего духовенства России в суверенный Казахстан. Тогда его преосвященство посетил Центральный государственный музей.
Тайны подезмных лабиринтов
Кандидат философских наук, церковный историк из Москвы Ольга Ходаковская общалась со многими старожилами Алматы. От них-то она и узнала о существовании под центром города целой сети подземных ходов. Кто, когда и зачем прокладывал их, сейчас сказать трудно. Может быть, они нужны были для того, чтобы гасить волны подземных толчков, от которых неодно-кратно страдал Верный. А может, чтобы укрывать горожан от опасности вражеских набегов со стороны Китая или Кокандского ханства. Хотя какие там набеги в начале XX века!
Первая информация была о подземных ходах, ведущих от здания Вознесенского кафедрального собора, что в парке им. 28 гвардейцев-панфиловцев, в сторону губернаторского и архиерейского домов, уже, к сожалению, не существующих, и оставшегося здания Военного собрания. Одна старушка рассказывала, как летом 1918 года красные хотели арестовать прямо в соборе священномученика епископа Семиреченского и Верненского Пимена, убитого в тот же год. Но им не удалось этого сделать, потому что неожиданно архиепископ исчез. Как утверждали, он вернулся домой, в свое архиерейское подворье, подземным ходом, который шел к нему от алтаря Вознесенского собора.
В 1974 году, когда это подворье сносили, эконом нынешнего архиерей-ского дома М.С.Шилкин рассказывал, что они натолкнулись на подземный ход. Спустившись по нему, поняли, что он уходит через Советскую (ныне Казыбек би) к дому генерал-губернатора. Причем сначала ход расширялся до размера комнаты, а потом снова сужался до коридора. В этой подземной комнате они увидели кровать и стол. На столе – кружка и пистолет. А на кровати сидел… скелет. За всем этим крылась какая-то страшная тайна. Не исключено, что в годы революции кто-то из белых офицеров тайно прибыл на переговоры из Семипалатинска к епископу Пимену, который пытался возглавить в Семиречье антиреволюционный мятеж. Видимо, посыльного укрыли в подземном ходе, где он и остался навечно, так как вывести его оказалось некому – сам Пимен был ночью арестован и тайно расстрелян.
По этому же подземному ходу, но со стороны дома генерал-губернатора, будучи 20-летним парнем, прошел житель нашего города З.И.Самойленко со своим дружком. Шли, пока хватило спичек. И любопытство их было вознаграждено находкой спрятанного кем-то роскошного сервиза.
Этот же подземный ход будто бы обнаружили и студенты Театрально-художественного института, который тогда располагался поблизости. Частично пройдя по нему, они рассказали потом, что лабиринт ведет в сторону Главпочтамта.
А вот в подземном ходе, который соединял архиерейский дом с Вознесенским собором, побывал очень интересный человек – врач А.Г.Молчанов. По его рассказам, все своды этого хода были выложены плитками майолики ярко-изумрудного цвета со знаком Богородицы – крестом, напоминающим свастику. Там же были сложены древки с красными тряпками, видимо, революционными знаменами 1905 или 1917 года, по какой-то причине спрятанными.
В старом здании Пушкинской библиотеки на углу улицы Толе би и проспекта Достык (ныне здание ГРДБ им. С.Бегалина) находился верненский пансион мужской гимназии, где жили приезжавшие из дальних районов Семиречья учащиеся. Старожилы утверждали, что этот пансион был якобы соединен подземным ходом с Вознесен-ским собором.
Из материалов о жизни епископа Пимена известно, что в 1918 году из Вознесенского собора исчезли все ценности, в том числе серебряные и золотые иконы, дорогая церковная утварь. Ходили слухи, что их украл сам Пимен, а потом сбежал в Китай. На самом деле такого не могло быть, потому что есть множество документов и свидетельств о том, что Пимен был расстрелян. Но в том, что он мог на какое-то время спрятать ценности собора, сомнений нет. М.С.Шилкин вспоминает, что при строительстве нового здания Дома офицеров обнаружили еще один подземный ход там же, в парке. Строители нашли в подземелье церковные книги и утварь. Но официально об этом никто не заявил. Поэтому можно предположить, что находка либо осела в чьих-то частных руках, либо все-таки существовал какой-то государственный акт описи, и все ценности в таком случае находятся, видимо, в подсобках Центрального исторического музея Казахстана.
Все эти сведения говорят о том, что, скорее всего, подземные ходы Алматы – не миф, а удивительная реальность, которая пока еще толком никого не заинтересовала.
|