Вторник
10.12.2024
05:51
Категории раздела
Любимый город мой [11]
Год Пушкина в Казахстане [14]
Год Пушкина в Казахстане. Год Абая в России
Во имя жизни [6]
Великая Отечественная война
Юбилеи [7]
Наши гости [4]
Поэзия [104]
Проза [36]
Наше наследие [7]
Встречи [1]
Эссе [31]
Переводы [4]
Сказки [6]
Миниатюры [3]
Astroliber [1]
Слово редактора [3]
Исторический калейдоскоп [2]
Песни об Алматы [18]
Поэзия: гости об Алматы [22]
Публикации в прессе [22]
Год русского языка [3]
Перышко [1]
Публицистика [3]
Зеленый портфель [2]
О нас пишут [1]
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 435
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Альманах "Литературная Алма-Ата" » Юбилеи

    Б. Канапьянов. Быть далеко услышанным. Олжасу Сулейменову - 70

    Олжас СУЛЕЙМЕНОВ, казахский поэт, творящий на русском языке, целиком остаётся поэтом казахским, родным сыном этого прекрасного гордого народа, исстари сочетавшего свои надежды и чаяния с надеждами и чаяниями русского народа.

    Явление Олжаса Сулейменова живо воплощает все эти связи – житейские, географические, этические, эстетические.
    Леонид Мартынов, «ЛГ», 1959 г.

    Вот уже скоро полвека с тех пор, как на встречу с читателями вышла яркая, эмоциональная, неожиданная поэзия Олжаса Сулейменова. Сегодня поэта по праву можно назвать и классиком казахской литературы, и крупным общественным деятелем, и знаменитым учёным-филологом.
    В стихах Олжаса Сулейменова «Кочевник», «Песня кумана», «Хромой кулан», «Карагач», «Красный гонец и чёрный гонец», «Молитва батыра», «Кочевье перед зимою...», «Волчата», «Последнее слово акына Смета» и многих других его поэтических произведениях прослеживаются то личностное начало и глубоко индивидуальный поэтический взгляд на суть явлений быстро меняющегося мира, которые сопряжены с известным постулатом «от частного к общему». Элементы казахских жырау и толгау, характерные для многих акынов, так называемый степной рефрен, мгновенная импровизация не в угоду поэтической версификации, а рождённая самой поэтической мыслью, которая всегда живёт в сулейменовском Слове, что «бродит в степи», – всё это и многое, многое другое всегда определяло поэтический дух Олжаса Сулейменова как сугубо национальное творчество, вышедшее из многовековой традиции, именуемой «поэзией степей». Олжас Сулейменов ещё в своём раннем творчестве всем сердцем воспринял поэзию великого сына казахского народа Махамбета как близкую своей поэтической стихии.
    В наше непростое время нарастающей глобализации и конфликтов, порождаемых ею, актуальность этой позиции со всем научным обоснованием подтверждена новыми книгами Олжаса Сулейменова – «Язык письма» и «Пересекающиеся параллели». Сейчас современный мир изменил привычные взгляды на многие культурные ценности прошлого. И тем более существенно и актуально то, что о таких предпосылках глобальных изменений мирового порядка поэт и учёный Олжас Сулейменов говорил ещё 40 лет назад.
    Необходимо отметить существенный фактор национального своеобразия поэтики О. Сулейменова. Он может буквально одной строфой обозначить свою сыновью причастность к казахскому эпосу и вновь предстать сыном человечества, представителем мировой культуры:

    По клавишам и – закричат!
    На выручку, быстрее Листа,
    Из эпоса джигиты мчат,
    Опаздывая лет на триста...

    Эти элементы глубоко характерны для всего творческого пути Олжаса Сулейменова. И об этом ещё в конце 70-х прошлого столетия писал профессор Сорбонны, поэт и переводчик русской поэзии Леон Робель, представляя французскому читателю свой перевод поэмы «Глиняная книга»: «Олжасу Сулейменову давно уже близка идея братства культур и духовное взаимообогащение народов. Он хочет читать историю, как большую книгу переселений и изменений знаков. Расшифровка письменности, языков и легенд, по его мнению, поможет нам по-другому взглянуть на Историю Человечества. Давно уже наш раздробленный мир не слышал такого сильного голоса – мы признаём Олжаса Сулейменова наследником или преемником Гильгамеша, Гюго, Хлебникова, одним из тех, величие которых естественно».
    «Олжас Сулейменов творит на «границе двух миров» Европы и Азии, – писала «Летер франсез». – Его творчество – смесь истории и культур с удивительным языковым богатством, редкая дерзость и свобода манеры говорить совершенно изумительны. Его «Глиняная книга», появившаяся в 1969 году в Алма-Ате и замечательно переведенная Леоном Робелем, является… прекрасным введением в его творчество. Азия его голосом выходит из трясины истории и музеев...»
    Образ кочевника ХХ столетия сопрягается с образом «Кочевника с авиабилетом» века нынешнего. Сегодня равнодушие нашего бытия можно разрушить и необходимо разрушать только осознанием корней своего прошлого, только осознанием своей неслучайности в этом мире. И об этом, на мой взгляд, стихотворение Олжаса Сулейменова, посвящённое Андрею Вознесенскому: «Мы кочуем навстречу себе, узнаваясь в другом».
    Олжас Сулейменов родился в прекрасном и неповторимом городе – в Алма-Ате. Широкие проспекты и узкие улочки этого города утопали в густой зелени. Под сенью знаменитых яблонь можно было встретить Мухтара Ауэзова вместе с Алексеем Толстым, К. Паустовского и К. Симонова, только что приехавшего с фронта. С. Эйзенштейна, братьев Васильевых, В. Пудовкина, поэтов В. Луговского, Л. Мартынова, С. Маркова, легендарных Бауржана Момыш-улы и Малика Габдулина... Протяжное эхо войны сближало людей разных национальностей, эвакуированных в Алма-Ату. Многие из них стали алмаатинцами навсегда. Именно в такой атмосфере, которая характеризует Алма-Ату 40-х годов, прошли детские годы поэта.
    После окончания школы он поступает на геолого-разведочный факультет Казахского университета. Послед-ние годы учёбы совмещает с работой в геолого-разведочных партиях.
    В 1958 году Олжас Сулейменов поступает в Литературный институт имени М. Горького на отделение поэтического перевода с казахского языка на русский. Руководил поэтическим семинаром, в котором обучался молодой поэт, московский поэт-переводчик Лев Озеров.
    13 июня 1959 года в «Литературной газете» была опубликована подборка стихов Олжаса Сулейменова с напутственным словом поэта Леонида Мартынова. Это первая публикация молодого поэта в московской печати. А спустя два года вышла поэма, посвящённая полёту первого в мире космонавта Юрия Гагарина. На месте его гибели на памятной стеле выбиты слова, которые были названием этой поэмы: «Земля, поклонись Человеку».
    Книги поэта «Аргамаки», «Солнечные ночи», «Доброе время восхода», «Круглая звезда», «Глиняная книга» и другие поэтические произведения не прошли мимо читателя. Ещё в 1963 году, на IV Всесоюзном совещании молодых писателей, отмечая книгу Олжаса Сулейменова «Солнечные ночи», один из старейших поэтов страны Николай Семёнович Тихонов сказал: «Не только я, но и все участники обсуждения были радостно поражены темпераментом, силой образности, широтой чувств, большим захватом темы...»
    В литературных кругах Франции до сих пор помнится дискуссия в связи с выходом в Париже «Года обезьяны» и «Глиняной книги». «В «Годе обезьяны» Олжаса Сулейменова, – писала Лили Дени в газете «Летер франсез», – я прочла то, что является одновременно прошлым и будущим. Слова о корнях... Теперь я открываю, что это за корни, которые спасают Олжаса Сулейменова, и какой мост обеспечивает преемственность казахской литературы. Этим мостом является любовь к родному слову и сила традиции устного творчества».
    Близость духовных интересов со многими поэтами нашей планеты подкреплена многолетней дружбой с Фаизом Ахмад Фаизом из Пакистана, палестинцами Муином Бсису, Махмудом Дервишем, индийцами Субхасом Мукерджи, Шрикантом Вармой, японцем Иосио Хота. Свидетельством обаяния личности поэта и неравнодушия к его поэтическому творчеству могут служить стихи-посвящения русских советских поэтов А.Вознесенского, Р. Рождественского, С. Маркова, украинца А.Кравченко, поэтессы из Белоруссии Евдокии Лось, ингуша С. Чахкиева и чеченца Я. Хазбулатова, таджиков М. Каноата и К. Кирома.
    Критик Евгений Сидоров в одной из статей, посвящённых творчеству поэта, отмечал, что на долю Олжаса Сулейменова выпало редкое для поэта счастье – быть далеко услышанным.
    «Возвысить степь, не унижая горы!» – вот кредо поэта, которое давно уже стало афоризмом.
    «...активное отношение к миру больших событий, философское осмысление детали и факта – характерные черты его поэзии, отмеченной той степенью духовной зрелости, которая позволяет поэту увидеть в воссозданной картине мира родство идеала национальной культуры с идеалами культуры общечеловеческой», – писал в своё время известный культуролог Мурат Ауэзов, подчёркивая тем самым актуальность творчества Олжаса Сулейменова, лидера Международного антиядерного движения «Невада – Семей», поэта и учёного не только века минувшего, но и века нынешнего.

    «Литературная Алма-Ата» поздравляет замечательного поэта с 70-летием и желает ему доброго здоровья, бодрости, новых творческих свершений на благо поэзии и дружбы между народами.

    Бахытжан КАНАПЬЯНОВ

    Категория: Юбилеи | Добавил: almatylit (20.10.2007)
    Просмотров: 9416 | Рейтинг: 4.2/10
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]