Мы познакомились в последний день осени. Я зашла в кинотеатр и встретила там его. Иногда нужно несколько месяцев, чтобы понять, что любишь кого-то, иногда несколько часов. В тот день в кинотеатр мы так и не попали. – А знаешь волшебный подъезд на Фурманова? – Какой подъезд? Почему волшебный?
* * * 10 ступеней по старой лестнице. Ни одна лестница не скрипит, как эта. Это даже не скрип, а стон. Жалоба каждой ступени на свою старость и одиночество. Сквозь серое стекло было видно, как по небу шагают звезды от одного горизонта к другому. На потолке паук хранил летописи прошлых лет. Подъезд тишины. Подъезд из прошлого. Подъезд вне времени. – Пойдем! Он потянул меня за руку к лестнице, ведущей наверх. – Куда? – Смотреть, как он Луну ест! – Но кто он? – Тюльбегень. Это людоед такой, он жил раньше на земле. Каждую ночь он выходил на охоту и пожирал людей. Люди обратились к Луне за помощью, и однажды, когда Тюльбегень гнался за одной сварливой старухой, Луна спустилась и забрала его. Тюльбегень зацепился за ворчливую женщину, та за ведра с водой и все вместе полетели на луну. С тех пор ведет Тюльбегень свою бесконечную битву с луной. Когда побеждает он, луна превращается в полумесяц. Когда же проигрывает, полумесяц снова становится луной. Долго смотреть на луну нельзя, потому что вода сквернословия из ведер старухи может пролиться на судьбу. А ты что на луне видишь? – Всегда дым. Как будто бы от пожара. Там что-то горит вот уже 20 лет!
* * * Выше этого подъезда по Фурманова есть кафе, где мы провели вместе весь день. Люди, идущие мимо, казались мне немым фильмом, лишней заставкой. Как же мне хотелось слушать и говорить только с ним.
* * * – Когда Господь задумывал шаблон урюка, то не нашел карандаша и решил рисовать углем, от того и ствол теперь такой черный. Сожженный. – А чем же Он тогда рисовал цветы урюка? – Гранатовым соком, но они показались слишком красными, и тогда он бросил их в снег. А потом придумал слово «нежность». – Сожженная нежность? – Нет, нежность соленая и никогда не горячая. – А еще медленная! – Да, а лучше вдумчивая! «Нежность-снежность». – Значит, Бог – Поэт? – Самый главный! – А урюк может быть поэтом? – Не знаю. Нет, для нас с тобой нет. Для нас он – Муза!
* * * – О чем ты думаешь, когда смотришь на небо? – В детстве Небо мне казалось большим куском синей ткани. Звезды – дырочками, которые сделал кто-то там огромной цыганской иголкой. Там за тканью – свет. У нас – темнота. Через звезды к нам день, через звезды к ним – ночь. Как же мне маленькой нравилось смотреть на звезды и как же, наверное, им, звездам, нравилось смотреть на меня. – А ведь небо живет вне знания своей красоты. Без зеркала. – А лужи разве не зеркало? –- Неправильное зеркало! Небо в дождь похоже на кусок ваты низкой пробы! Небо в дождь не готово к своему отражению!
* * * – Свою бабушку я помню плохо. Отрывками. Осколками. Помню, как она заворачивала меня в одеяло и несла к себе. Огромная комната и справа от входа печка. Всегда тепло, всегда чай с молоком. Моим любимым занятием было рассматривать ее драгоценности: пара сережек и браслетов. Все умещалось в коробочку из-под зубного порошка. Я все выкладывала по очереди, смотрела, примеряла на себя, а бабушка гладила мои волосы и что-то мне рассказывала. Я совсем ничего не помню. Зато помню, как втихомолку забрала у брата один из карандашей, которые ему подарила бабушка. Но тогда я не карандаш воровала, а часть прошлого, часть памяти, которую тоже хотела хранить. И совсем им ничего не рисовала. Только однажды написала им стих. – Ты стихи пишешь? – Да, немного. – Напишешь про небо? – Нет, я тебе напишу. – Думаю, это одно и тоже. – А как твоя фамилия? – Тенеримов. А зачем тебе? – Ну, как же я посвящение напишу, не зная фамилии. – Послушай, ты никогда не писала слова наоборот? – Нет. Почему ты спрашиваешь? – Иногда они говорят то, что мы сами не можем сказать кому-то.
* * * Я никогда его больше не видела.
* * * Стихотворение, которое обещала написать... написано одним карандашом памяти... Тенеримов. Его фамилия наоборот – Во мире неТ. Его не было. Тогда, в последний день осени, ко мне приходило НЕБО... 2006
|