«Использование стратегии формативного оценивания как средство повышения мотивации учащихся к обучению»
«Использование стратегии формативного оценивания как средство повышения мотивации учащихся к обучению»
Р.К. Кадирова, преподаватель русского языка и литературы, Специализированная школа-интернат имени Жамбыла, г. Караганды
На мой взгляд, использование стратегии формативного оценивания на уроках – очень важно и необходимо, так как в своей педагогической практике я часто сталкивалась с проблемой оценивания на уроках русского языка и литературы. В ходе моей работы возникали трудности в выставлении оценок учащимся, не могла решить проблему стимулирования обучения учащихся посредством выставления оценок, поэтому мне хотелось более углубленно заняться этой темой и в ходе своего исследования в школе обобщить полученные данные и сделать соответствующие выводы для улучшения моей педагогической деятельности. Я уверена, что любому учителю очень важны такие понятия, как успешно проведенный урок, качество знаний ученика и успешность преподавания. Формативное оценивание дает возможность учителю отслеживать процесс продвижения учащихся к целям их учения и помогает учителю корректировать учебный процесс на ранних этапах, а ученику – осознать большую степень ответственности за свое образование. Формативное оценивание отличается от существующих методов оценки прежде всего тем, что оно дает возможность учителю работать с каждым учеником на индивидуальном уровне и на систематической основе, диагностировать недостаточное владение материалов учащимися на ранних этапах и помогает учителю организовать учебный процесс. Особенность использования техник формативного оценивания заключается в том, что это оценивание, которое используется в повседневной практике ежедневно, ежеурочно, а это означает, что учитель и ученики могут влиять на качество образования на самых ранних этапах обучения. Поэтому, работая с одаренными детьми, стратегии формативного оценивания я использую на каждом уроке. Использование стратегии формативного оценивания обеспечивает устанавливать обратную связь учителя с учащимися; активное участие учащихся в процессе собственного учения; корректировку процесса обучения с учетом результатов оценивания; признание глубокого влияния оценивания на мотивацию и самоуважение учащихся, которые, в свою очередь, оказывают важное влияние на учебу; умение учащихся оценивать свои знания самостоятельно. На уроках русского языка и литературы я стараюсь вводить разные методы оценивания учащихся и наблюдать, какой эффект они окажут на учебный процесс, как ученики отреагируют на новую систему оценивания. Применяю на уроках различные формы критериального оценивания, знакомлю с параметрами оценивания, провожу взаимооценивание и самооценивание учащихся, собираю данные и анализирую их. Если раньше, работая по методике стандартного обучения, на уроке работало только 40-50% учеников. Я думаю, это было связанно с тем, что у моих учащихся была понижена мотивация в связи с трудностью понимания материала и недостаточно эффективной методикой преподавания. При введении в практику идеи семи модулей, а особенно новых форм оценивания, я стала замечать, то, что дети активно работают на уроке, процент активности поднялся до 80-90%. Они стали, свободно выражать свои мысли, смелее предлагали свои идеи, научились критически мыслить и оценивать свои работы и работы одноклассников. Методы формативного оценивания помогают учащимся правильно, объективно оценивать себя и своих одноклассников. Оценивание учениками одноклассников в процессе работы в парах и самооценивание – нечто большее, чем формальное выставление отметок детьми друг другу или собственной работе. На уроках оценивание учениками одноклассников обеспечивало учеников возможностью для предоставления друг другу ценной обратной связи, что способствовало взаимообучению и поддержке друг друга; ученики имели возможность общаться, обсуждать, объяснять и бросать вызов друг другу; позволяло ученикам достичь того, что выходит за рамки возможностей самостоятельного изучения. Оценивание учениками одноклассников помогало развить способность к самооцениванию, которая способствует независимому обучению, помогая ученикам принимать все большую ответственность за собственное развитие. В результате практики можно отметить, что новые критерии оценивания вызвали большой интерес среди учеников. Я наблюдала повышение мотивации как среди учеников со средним уровнем развития, так и учеников, достигших высоких показателей. Это обусловлено тем, что система критериального оценивания прозрачна, объективна и доступна. К положительным сторонам я бы отнесла снижение тревожности в классе, возможность самооценки, самоанализа и контроля. Новые методы, вносимые мною в процесс обучения вызвали большой резонанс и положительный отклик среди учащихся и коллег-учителей. Это укрепило меня в уверенности, что выбранная мною стратегия является правильной. Она показывает направление учащимся, куда они должны приложить усилия, чтобы достичь лучших результатов, обнаруживает и показывает слабые стороны в обучении. Кроме того критериальное оценивание является руководством действия для учителя, инструментом, позволяющим умело совершенствовать свою педагогическую практику.
Очень своевременный и полезный материал, особенно сейчас, когда так много говорят о новых формах оценивания, в том числе формативном оценивании. Спасибо автору статьи.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]