ЛИТЕРАТУРНЫЙ КВН по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Вступительное слово учителя.(чтение стихотворения З.Камбековой "Пушкину"
В литературной игре принимают участие команды, состоящие из восьми человек. К игре участники получают домашнее задание: 1) Придумать название команды, подготовить представление команды; 2) Кратко биографию А.С.Пушкина. 3) Отрывок из повести « Капитанская дочка» (сценку). 4) Конкурс капитанов. 5) Конкурс “Встречают по одежке”. 6) Портреты. О ком идёт речь? 7) Игра «Умники и умницы»
Блиц-опрос 1) Как зовут главного героя? 2) Имя пожалованного Петру в дядьки стремянного ? 3) Для Петруши был нанят француз … 4) Кем был Бопре в своём отечестве ? 5) Батюшка вошёл на урок … 6) В это время Гринёв … 7) А Бопре… 8) Кому проиграл Гринёв 100 рублей? 9) Имя офицера , разжалованного и сосланного в Белогорскую крепость за убийство ? 10) Кем провозгласил себя Пугачёв ?
Домашнее задание( сценки из произведения)
Конкурс “Встречают по одежке”.
Этот герой совершенно не задумывался о том, как и во что он одет, зато проявлял необычайную заботу о чужом гардеробе; составил реестр “раскраденному злодеями” “барскому добру” и требовал компенсировать потери; был чрезвычайно озабочен судьбой заячьего тулупа, пожертвованного с барского плеча “оголтелому пьянице”. *Савельич) Этот герой появлялся на страницах романа как в “оборванном армяке и татарских шароварах”, так и в “красном кафтане” “на белом коне”; получил в подарок “заячий тулупчик совсем новешенький... бестия, его так и распорол, напяливая на себя”; отблагодарил дарителя, пожаловав “шубу со своего плеча”. (Е.Пугачев) Этот герой во время воинского учения одет совсем не по-командирски, не по-военному: “в колпаке и в китайчатом халате”; настаивал на том, чтобы в чрезвычайных обстоятельствах дочь сменила стиль одежды с “дворянского” на “крестьянский”; принял смерть мужественно, не посрамив чести мундира, который носил всю жизнь.(Миронов)
Портреты. О ком идёт речь?
-Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую. Дама первая перервала молчание.
-У окна сидела старушка в телогрейке и с платком на голове. Она разматывала нитки, которые держал, распялив на руках, кривой старичок в офицерском мундире
-С судьбой какого героя связан данный эпиграф? Не гневайтесь, сударь: по долгу моему Я должен сей же час отправить вас в тюрьму. -Извольте, я готов; но я в такой надежде, Что дело объяснить дозвольте мне прежде.
-Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары.
Узнай героя. “Он был ужасно худ и бледен. Волоса его, недавно черные как смоль, совершенно поседели; длинная борода была всклокочена”.
“Молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым”.
Узнай героя. Он в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, его выписали в дом Гриневых из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла. Кто этот герой? С какой целью его выписали? За что он был выгнан из дома Гриневых? Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности. Главной его слабостью была страсть к прекрасному полу…, к тому же не был он врагом бутылки. Петр Гринев так описывает эти события: “Батюшка пошел в мою комнату. В это время …
Кто кому пишет?
«Государь…, отец наш милостивый! Милостивое писание ваше я получил, в котором ты изволишь гневаться на меня, раба вашего, что – де стыдно мне не исполнять господских приказаний, - а я, не старый пёс, а верный ваш слуга, господских приказаний слушаюсь и усердно вам всегда служил… А изволите вы писать, что сошлёте меня свиней пасти, и на то ваша барская воля. За сим кланяюсь рабски.»
Игра “ Умники и умницы”
Литература + литература” 1. Кому посвятил П. Гринёв свои любовные стихи? (М.Мироновой). 2. Какая книга “всегда имела сильное впечатление” на А.П. Гринёва? (Придворный календарь). 3. Работая над каким произведением Пушкин одновременно решил создать художественное произведение об эпохе пугачёвских восстаний? (“История Пугачёва”). 4. Чей это портрет: “Молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым”? (Швабрин). 5. Чей это портрет: “Высокий барин, лет тридцати пяти, с длинными чёрными усами, в халате, с кием в руке и трубкой в зубах”? (И.И. Зурин). 6. Чей это интерьер: “Чистенькая комната, убранная по-старинному. В углу стоял шкаф с посудой; на стене висел офицерский диплом за стеклом и в рамке; около него красовались лубочные картинки”? (Интерьер дома коменданта). 7. Какие книги брал П. Гринёв у Швабрина? (Французские). 8. Сколько строф в стихотворении, посвящённом М. Мироновой? (Три).
“Литература + музыка” 1. Этот подарок П. Гринёва Пугачёву воспевает группа “Любэ”. (Тулупчик). 2. Какую заунывную бурлацкую песню поют пугачёвцы в 8 главе? (“Не шуми, мати, зелёная дубравушка”.) 3. К какому виду народных песен относится песня, из которой взят эпиграф к главе №3 “Крепость”? (Солдатская песня).
“Литература + биология” 1. Из меха какого животного был сделан тулуп, подаренный П. Гринёвым Пугачёву? (Из меха зайца). 2. Какой породы была собачка императрицы, с которой она гуляла по парку? (Английской). 3. Какой тулуп подарил Пугачёв Гринёву? (Овечий). 4. Каких животных пригрозил отправить пасти А.П. Гринёв Савельичу в своём письме за то, что тот “утаил правду и потворствовал молодому человеку”? (Свиней). 5. Какое животное, согласно русской пословице, использованной Савельичем в письме барину, “о четырёх ногах, да спотыкается”? (Конь).
“Литература + география” 1. В какой губернии находилось село, где жили родители П. Гринёва? (В Симбирской). 2. Из какого города для Петра была выписана географическая карта? (Из Москвы). 3. К какому месту на географической карте приделывал мочальный хвост Пётр, сооружая из неё воздушного змея? (К мысу Доброй Надежды). 4. Откуда родом был мосье Боре? (Из Франции). 5. Куда отправил служить Петра его отец? (В Оренбург). 6. Как называлась крепость, в которой стал служить П. Гринёв? (Белогорска). 7. Куда по приговору суда был сослан П. Гринёв? (В Сибирь). 8. В каком парке встретилась Маша Миронова с императрицей? (В парке Царского села).
“Литература + устное народное творчество” 1. Какую пословицу использовал Пушкин в качестве эпиграфа ко всей повести “Капитанская дочка”? (Береги честь смолоду). 2. Кто рассказал Пугачеву сказку об орле и вороне? (Старая калмычка). 3. К какому виду песен относится эпиграф к главе “Сирота”: Как у нашей у яблоньки Ни верхушки нет, ни отросточек; Как у нашей у княгинюшки Ни отца нету, ни матери. Снарядить-то её некому, Благословить-то её некому? (Свадебная песня). 4. Продолжите пословицу, сказанную Пугачёвым: “Будет дождик, будут и …(Грибочки).
“Литература + история” 1. О каком историческом событии рассказал А.С. Пушкин в повести Капитанская дочка”? (О восстании под предводительством Е. Пугачёва). 2. В каком веке происходит действие повести? (В XVIII веке). 3. Назовите имя императрицы, с которой общалась Маша Миронова. (Екатерина I).
“Литература + математика” 1. В скольких верстах от Оренбурга находилась Белогорская крепость? (В сорока). 2. Сколько детей было в семье Гринёвых и умерло в младенчестве? (Девять). 3. Сколько лет было П. Гринёву, когда отец решил его отправить на службу? (16 лет). 4. Сколько раз в год получал А.П. Гринёв Придворный календарь? (Один). 5. Какое количество денег проиграл П. Гринёв Зурину? (Сто рублей). 6. Сколько лет назад (до приезда Гринёва) был переведён Швабрин в Белогорскую крепость за смертоубийство? (Пять). 7. Сколько душ крестьян было у А.П. Гринёва? (300 душ). 8. В скольких вёрстах от Белогорской крепости находилась Нижнеозёрная крепость? (В 25 верстах).
“Литература + география” 1. Какие географические названия встречаются в повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка”? (Река Яик, города Оренбург, Санкт-Петербург, Симбирск, Казань). 2. Как называется река Яик сегодня? В связи с чем она была переименована? (Урал. Необходимо было стереть из памяти названия мест бунта.)
. Какие народы населяли эту территорию? (Башкиры, татары, чуваши, удмурты, марийцы.) 5. Какая территория описана в повести “Капитанская дочка”? (Оренбургские степи) 6. Какое климатическое явление описал А.С. Пушкин в повести “Капитанская дочка” ? (Буран)
Ознакомилась с разработкой урока по русской литературе на тему "А.С.Пушкин "Капитанская дочка". надо отдать должное, что учитель подходит к своей работе творчески. Применяя метод нетрадиционного урока, учитель охватил весь материал по данной теме. В дальнейшем обращусь к этому материалу при изучении творчества А.С.Пушкина на уроках русской литературы в 9 классе с казахским языком обучения.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]