НАУЧНЫЙ ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНОЙ СИСТЕМЫ «ШКОЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ГАЗЕТА»
АВТОРЫ ПРОЕКТА – УЧАЩИЕСЯ 9-11 КЛАССОВ ШКОЛЫ-ЛИЦЕЯ №46: МАЗМАНОВА ЛОЛА БАРАНОВА ЕВГЕНИЯ КИМ ДМИТРИЙ
НАУЧНЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ ПРОЕКТА: ТАУКЕЕВА Т.В., ЗАМДИРЕКТОРА ПО ИННОВАЦИИ; БЕР А.И., УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА
СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА……………………………………………………. 3
2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА ПРОГРАММНОЙ СИСТЕМЫ………………………. 3
2.1 Описание предметной области ……………………………………………….3 2.2 Функциональные возможности программной системы …………………….5 2.3 Пользователи программной системы и их права …………………………...6
3. РЕЗУЛЬТАТЫ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММНОЙ СРЕДЫ……………………10
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………..13
5. ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………………………13
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА Создание школьной электронной газеты - процесс творческий и увлекательный с одной стороны, но кропотливый и трудоемкий – с другой. Для того чтобы вышел в свет первый номер, необходим творческий коллектив художников, корреспондентов, редакторов и Web-дизайнеров. Но не в каждом учебном заведении может появиться такая группа. Программная система «Школьная электронная газета» позволит оформлять электронные школьные газеты, распространять их по локальной сети школы и, возможно, по сети Интернет. В создании электронных газет может участвовать редколлегия, учителя, администрация и даже обычные школьники в роли корреспондентов. Каждый из создателей может творить, не покидая своего рабочего или учебного места. Читателями газеты могут быть ученики, учителя, представители администрации. Если газета будет доступна в Интернет с сайта лицея, то читателями могут стать родители учеников школы, школьники других учебных заведений, просто посторонние люди. Цель работы: разработка программной системы, позволяющей автоматизировать процесс создания школьной газеты в виде HTML-страниц. Выбор темы научного проекта осуществлялся совместно научными руководителями, авторами проекта, представителями администрации школы. Разрабатываемый проект должен удовлетворять нескольким требованиям: • создание коллектива разработчиков, в который могли бы вливаться новые участники; • польза для администрации школы в проведении воспитательной работы, для организации интересного досуга школьников; • проект должен быть интересен большинству школьников, увлекать их и приобщать к современным информационным технологиям, программированию и компьютерному дизайну; • возможность получения информации о жизни учебного заведения родителями, сверстниками из других школ. В качестве дополнительной цели можно поставить распространение продукта в другие учебные заведения г. Шымкента и Южно-Казахстанской области, что позволит повысить престиж школы и создаст ей хорошую рекламу. Основными задачами, решаемыми в данном научном проекте, являются: 1. анализ предметной области, 2. анализ требований к разработке, 3. проектирование и разработка системы для ведения школьной электронной газеты. Методы и объекты исследования: проектирование информационного ресурса в виде набора связанных web-страниц, управляющей информации в виде базы данных или файлов, программного обеспечения для администрирования Интернет-газеты, создания и просмотра материалов электронной газеты, в том числе, просмотра архива ранее созданных номеров. 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА ПРОГРАММНОЙ СИСТЕМЫ 2.1 Описание предметной области Предметная область – это часть реального мира, где в той или иной степени проявляется деятельность человека. Для её успешного осуществления практически везде в настоящее время требуется использовать вычислительную технику, создавая всё более сложные программные системы. Естественно, создание таких систем начинается с детального анализа соответствующей области, в результате которого вырабатываются требования к системе. Каждое требование – это желательное свойство, характеристика или поведение системы, которые можно реализовать программно на данном уровне развития вычислительной техники. Предметная область характеризуется множеством понятий и терминологией, понятной специалистам в этой предметной области. Поэтому произвести анализ предметной области и построить её модель, которая необходима для реализации программной системы, а также выявить, что должна делать система, далеко не просто. Для этих целей применяется объектно-ориентированный анализ и проектирование, в котором для этого есть целый арсенал средств. Мы выполним необходимые этапы создания системы: сформулируем требования к системе, сделаем объектно-ориентированный анализ предметной области, проведем проектирование и выполним реализацию. Трудно представить себе общеобразовательную школу, лицей или другие учебные заведения, в которых хотя бы один раз не была выпущена собственная газета. Как правило, это стенная газета. Или же, как в средней школе №46, это печатная газета, подготовленная в офисных пакетах и распечатанная на принтере. В некоторых учреждениях газета выпускается регулярно, и тогда у нее есть постоянная редколлегия во главе с редактором. Редколлегия определяет тему и направленность номера, состав рубрик, перечень заметок или публикаций. Постоянный или изменяемый состав корреспондентов газеты готовит заметки или публикации в очередной номер газеты. Художник или несколько художников отвечают за стиль и художественное оформление газеты. Техническая группа отвечает за набор, верстку и печать отдельных материалов. Если газета печатная, то роль технической группы возрастает. В других учреждениях газета выходит от случая к случаю, приуроченных к определенным событиям в жизни учреждения или общественной жизни. В таком случае у газеты может и не быть постоянного штата сотрудников. Коллектив авторов собирается только во время подготовки и выпуска номера газеты. Обязанности в таком коллективе могут быть четко не распределены. Конечно же, роль администрации школы в процессе подготовки газеты может быть достаточно велика. Начиная с инициативы по созданию номера газеты, и заканчивая контролем материалов номера. Наверно, каждой администрации хотелось бы, чтобы выпуски газеты были регулярными, коллектив авторов инициативным и творческим, материалы газеты интересными и полезными как для учащихся, так и для педагогического состава. Регулярно выходящую газету можно использовать для размещения объявлений и сообщений, публикаций воспитательного характера. Принципы подготовки, создания и распространения школьной электронной газеты схожи с принципами подготовки, создания и распространения традиционной стенной или печатной газеты. Хотя имеются и отличия. В каждом учебном заведении, выпускающем стенную или печатную газеты, в каждом коллективе авторов имеются свои традиции и приемы создания и распространения газеты. На этапе анализа предметной области необходимо выделить основные сущности и процессы, характерные для подготовки, создания и распространения школьной газеты. В данном разделе жирным шрифтом будут выделяться сущности, а курсивом процессы предметной области. Отдельно подчеркиванием будут выделены участники процесса подготовки, создания и распространения газеты. Каждый выпускаемый Номер школьной газеты имеет Заголовок, возможно Девиз и Логотип (или рисунок). Как правило, каждый Номер газеты имеет четко определенную Направленность или Тему. В Номере газеты выделяются Рубрики, по которым группируются Статьи и Заметки, другими словами – Публикации. Кроме того, в каждом Номере газеты присутствуют Объявления и Сообщения, т.е. Новости. Номер газеты создается коллективом Авторов под руководством Редакционной коллегии (Редколлегии). Авторы пишут Заметки и Статьи в Газету, т.е. готовят Публикации, либо по Собственной инициативе, либо по Заданию Редколлегии. Публикации помещаются в одну из Рубрик Газеты. За оформление газеты отвечают Художники. Как правило, имеются несколько Вариантов оформления Газеты, которые играют роль Шаблонов оформления. Техническая группа реализует технические операции: набор и печать текстов Публикаций, склеивание частей Газеты (если это стенгазета), распространение или размещение Газеты. По мере Выпуска Номеров Газеты образуется Архив Номеров, который может храниться и использоваться по усмотрению. На основе проведенного анализа предметной области можно определить функции будущей программной системы, категории пользователей и их права, логическую структуру информационного ресурса. 2.2 Функциональные возможности программной системы На основе проведенного анализа можно выделить следующие основные группы функций программной системы (рисунок 1): 1. Создание текущего номера газеты, определение его направленности, заголовка, девиза, передовицы, стиля оформления и т.д. Все это делает редколлегия. 2. Ведение списка корреспондентов газеты. Список корреспондентов может включать не только анкетные данные корреспондента, но и направления его деятельности (рубрики, виды материалы и т.д.), а также задания редколлегии и сведения о подготовленных публикациях. 3. Подготовка шаблонов для создания публикаций. 4. Управление архивом номеров, т.е. перенос текущего номера в архив, хранение и просмотр архивных номеров. 5. Просмотр текущего номера и архивных номеров газеты. Можно, например, при обращении к ресурсу сразу загружать в браузер «передовицу» текущего номера газеты, а архив номеров просматривать по ссылкам. Функция просмотра газеты должна быть доступна всем пользователям системы. 6. Администрирование системы. Администрирование системы заключается в поддержке информационных ресурсов и программного обеспечения в рабочем состоянии, обеспечении доступа к системе пользователям в локальной сети лицея или из сети Интернет с сайта лицея; управлении правами пользователей (по согласованию с администрацией школы и редколлегией газеты); проведении резервного копирования и восстановления системы; обновлении информационных ресурсов и программного обеспечения. Какие-то задачи администрирования могут выполняться средствами операционной системы, файловых менеджеров и другими средствами, для других задач будет необходимо разработать соответствующее программное обеспечение Основные группы функций разрабатываемой системы включают в себя несколько конкретных функций. Так создание текущего номера газеты включает следующие функции: 1. Определение рубрик текущего номера газеты. Рубрики могут быть постоянными, т.е. присутствовать во всех номерах газеты, или непостоянными, т.е. присутствовать в отдельных номерах газеты. За рубрики газеты также отвечает редколлегия. 2. Создание отдельных публикаций для текущего номера газеты. Публикациями могут быть заметки, статьи, фоторепортажи, объявления и т.д. Публикации могут создавать и помещать в те или иные рубрики текущего номера члены редколлегии, а также ученики и учителя, представители администрации, если они являются корреспондентами газеты. Это ограничение позволит избежать неразберихи и беспорядка на страницах газеты. Все публикации обязательно авторизуются, что позволит определить электронных хулиганов, невоспитанных авторов и исключить дальнейшее сотрудничество с ними. Если человек желает размещать публикации на страницах газеты, то он должен стать корреспондентом газеты.
Рисунок 1. Основные группы функций программной системы
Ведение списка корреспондентов газеты заключается в добавлении сведений о корреспонденте, определение рубрик, в которых он работает, создание и ведение списка заданий и подготовленных публикаций. Публикации создаются на основе ранее подготовленных шаблонов, которые включают некоторые заранее определенные элементы (фото, рисунки, заголовки, текст). Шаблоны публикации могут быть привязаны к рубрике, к их виду и иметь собственный стиль. Автор, выбрав подходящий шаблон, может добавить в специально отведенные места свои фото, рисунки, заголовки, текст. Подготовка шаблонов для публикаций является отдельной группой функций, и включает создание, редактирование, сохранение и загрузку шаблона. За подготовку шаблонов публикаций отвечает техническая группа редколлегии. Публикация может готовиться в течение некоторого времени, поэтому должны быть реализованы функции хранения и открытия публикаций в процессе работы. Законченная публикация может быть помещена в ту или иную рубрику газеты. Функция просмотра газеты должна быть доступна всем пользователям системы. 2.3 Пользователи программной системы и их права Основными пользователями программной системы школьной электронной газеты после ее реализации и внедрения могут быть: • члены редколлегии; • корреспонденты; • члены технической группы; • читатели школьной электронной газеты. Члены редколлегии газеты – создают и развивают новый номер, определяя его тематику, рубрики, стиль и т.д.; готовят и размещают публикации (т.е. являются корреспондентами); после создания нового номера отправляют старый номер в архив; набирают корреспондентов газеты и определяют им задания или направления деятельности. Среди членов редколлегии можно выделить техническую группу и группу корреспондентов. Диаграмма вариантов использования программной системы в нотации UML для членов редколлегии газеты представлена на рисунке 2. Корреспонденты газеты (ими могут быть члены редколлегии, ученики и учителя школы, а также в будущем и посторонние люди, если у них есть соответствующие права) – готовят публикации и размещают их в текущем номере газеты. Диаграмма вариантов использования программной системы в нотации UML для корреспондентов газеты представлена на рисунке 3. Техническая группа отвечает за внешний облик публикаций, т.е. готовит шаблоны публикаций для тех или иных рубрик, определяет способы размещения публикаций в газете. Диаграмма вариантов использования программной системы в нотации UML для членов технической группы газеты представлена на рисунке 4. Читатели газеты. Читателями газеты могут быть школьники, учителя и сотрудники школы – если они не относятся к предыдущим типам пользователей. Читатели могут просматривать текущий номер, а также номера из архива, оставлять свои отклики и заметки авторам публикаций. Кроме того, читателями газеты могут быть сторонние пользователи. Если газета будет доступна как ресурс в сети Интернет, то все остальные пользователи будут являться сторонними пользователями. Им также будет доступен просмотр текущего номера газеты и архивных номеров. Планируется реализовать обратную связь с читателями в виде форума для откликов на публикации и предложений. Кроме того, со временем могут быть разработаны отдельные приложения для системного администратора и представителей администрации школы.
Представители администрации школы, в свою очередь, осуществляют планирование и контроль работы; участвуют в работе редколлегии (т.е. могут являться членами редколлегии); готовят и размещают собственные публикации (т.е. могут являться корреспондентами); «вывешивают» объявления на «страницах» газеты.
3. РЕЗУЛЬТАТЫ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММНОЙ СИСТЕМЫ Всю систему можно разделит на две крупные составляющие части : • информационные ресурсы; • программное обеспечение. К информационным ресурсам системы относятся папки и файлы в формате html, графические файлы, реализующие газету в виде набора web-страниц. Информация о пользователях системы и их правах также относится к информационным ресурсам. Она может храниться в базе данных или в обычных файлах (типизированного или зашифрованного вида). Кроме того, шаблоны публикаций в виде html-файлов, а также незаконченные публикации являются информационным ресурсом. Программное обеспечение системы включает программное обеспечение автоматизированных рабочих мест (АРМ) для членов редколлегии, корреспондентов и технической группы газеты, а также вспомогательное программное обеспечение. Программное обеспечение АРМ-ов на данный момент реализуется как обычное Windows-приложение в среде Delphi для использования в локальной компьютерной сети лицея. АРМ читателя планируется в виде web-приложения как набор html-страниц для просмотра номеров газеты. Данное приложение запускается путем открытия его в программе-браузере (например, Internet Explorer).
Рисунок 5. Архитектура программной системы
Внешний вид web-приложения читателя представлен на рисунке 6.
Рисунок 6. Приложение читателя Внешний вид автоматизированного рабочего места технической группы представлен на рисунке 7.
Рисунок 7. Автоматизированное рабочее место технической группы. 4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подводя итоги работы над данным научным проектом, хотелось бы отметить, что данный труд является всего лишь результатом первого этапа работы над проектом. На данном этапе определены требования к разрабатываемому продукту, выбраны технологии и средства разработки. Кроме того, созданы информационное и программное обеспечение для создания, ведения и просмотра школьной электронной газеты. Подготовлен первый новогодний номер электронной газеты. В настоящее время работа над проектом продолжается. Подробно тестируется программное обеспечение на наличие ошибок и удобство применения пользователями. Проводится оптимизация логической и физической структуры информационного ресурса. Расширяются возможности и набор доступных функций системы. Нельзя не сказать о перспективах данного проекта и направлениях будущих исследований. Во-первых, планируется обеспечить удаленную работу с информационным ресурсом электронной газеты для того, чтобы можно было вести работу над выпускаемым номером с любого компьютера из локальной сети лицея, или из глобальной сети Интернет. Для этого необходимо реализовать единое Web-приложение. Во-вторых, представляется необходимым обеспечить обратную связь с читателями электронной газеты. Читатели, конечно же, должны активно участвовать в жизни газеты: задавать вопросы, высказывать замечания, распространять через газету объявления, участвовать в обсуждении публикаций, а, возможно, и создавать собственные публикации. Все это требует дальнейших исследований, реинжиниринга и перепроектирования системы с учетом новых технологий и методов. Авторам и научным руководителям проекта очень бы хотелось, чтобы созданный программный продукт стал в дальнейшем прототипом общегородской интернет-газеты для школьников и учащейся молодежи. 5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ларман К. Введение в объектно-ориентированный анализ и проектирование. – М.: Наука. – 2009. 2. Леоненков А. Самоучитель UML. – СПб.: БХВ-Петербург, 2007. – 304 с. 3. Мандел Т. Разработка пользовательского интерфейса. – М.: ДМК-Пресс, 2008. 4. Гультяев А.К., Машин В.А. Проектирование и дизайн пользовательского интерфейса. - Спб.: Корона Принт, 2010. 5. Головач Влад В. Дизайн пользовательского интерфейса. Ссылка в Интернете – www.uibook1.ru. 6. Кирсанов Д. Веб-дизайн: книга Дмитрия Кирсанова. – СПб.: Символ-Плюс, 2008. – 376 с. 7. Уодтке К. Информационная архитектура: чертежи для сайта/ Пер. С англ. – М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2007. – 320 с. 8. Создание Web-страниц и Web-сайтов. Самоучитель.: Учебное пособие/ Под ред. Комягина В.Б. и Печникова В.Н.. – М.: Изд-во ТРИУМФ, 2010. – 496 с.: ил. 9. Мак-Клелланд Д. PhotoShop 7. Библия пользователя: Пер с англ. – М: Издательский дом «Вильямс», 2010. – 928 с.: ил. 10. Смит К., Уотерс К. Web-дизайн: PhotoShop & Dreamweaver. Пер. с англ. М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2010.- 264 с.
|