Перепелкина Елена Михайловна Учитель русского языка и литературы КГУ «СОШЛ№ 53» Город Караганда Рефлексия по процессу изменения в практике преподавания и обучения Придя на курсы повышения Как?... Нужно ли?... Для чего?... Стоит ли менять привычный урок и вводить новое, неизведанное, непонятное? Сможет ли это преобразовать наш урок, изменить нас и наших учеников, отойдем ли мы от привычных стереотипов - учитель говорит-ученик записывает и учит? К чему это все приведет?.... Эти вопросы, да и многие другие, от занятия к занятию на протяжении первого периода курсов неустанно тревожили мое сознание. Но во время работы мне стало очень интересно находиться и работать в коллективе, принимать участие в презентации, высказывать свое мнение. И уже потом, на протяжении первого этапа курсов, идея Л. Выготского о том, что учащийся развивает мышление и речь в результате социального взаимодействия с более знающими людьми в деятельности, имеющей конкретные цели, показалась мне именно тем выходом, который я долго искала для преобразования своих уроков. Уже проводя уроки на практике я действительно убедилась, что учитель, слышащий и понимающий «голос ученика», действительно видит в ребенке не только объект обучения, но и личность, его потребности, его проблемы. Таким образом реализовалась идея Д.Раддока на практике о том, что общение с учениками имеет своей целью постижение сущности обучения с точки зрения его воспитания, и поиски путей самосовершенствования обучения для отдельных учеников и групп. Из урока в урок я видела, как менялись мои дети. Создание коллаборативной среды на уроке действительно помогло ученикам преодолеть многие барьеры, ребята стали не только гораздо качественнее подготавливаться к урокам, но и стали доверять учителю, видеть в нем не строгого носителя знаний, а друга, помощника, консультанта. Не смотря на, что серия уроков состояла из небольшого числа, но уже на втором и третьем уроке я обратила внимание, что активные формы обучения помогают развитию саморегулируемого обучения: находясь в коллаборативной среде, мотивация ребят значительно возросла, а психологический настрой с использованием той или иной стратегии позволило позволил ученикам быть искренними друг с другом, видеть в одноклассниках близких себе людей, понимать и чувствовать друг друга. Таким образом, интегрируя Семь модулей данной программы в уроках, я нашла ответы на вопросы, которые не давали мне покоя в течение всего периода курсов: я поняла, что смогу рационально использовать время на уроках, использование критического мышления на уроках литературы будет способствовать развитию синтеза и анализа у учащихся, а анализ формативного и суммативного оценивания позволит планировать уроки, учитывая проблемы, обнаруженные на уроках. Таким образом, практика применения и использования 7 модулей повысила мою мотивацию и желание работать по данной программе, так как я уверена в них и обязательно буду применять в своей дальнейшей педагогической практике.
|