Слова нас окружают всегда и везде, и их влияние мы ощущаем на себе ежедневно. Как часто мы задумываемся о том, какое значение вкладываем в слова, когда говорим и насколько серьезно мы относимся к словам, которые ежедневно употребляем. А между тем, мы творим наш опыт на четырех уровнях одновременно: действия, мысли, состояния и слова, которые буквально окрашивают нашу реальность в те или иные краски. Мне вспоминается одна притча: Слепой человек сидел на ступеньках одного здания со шляпой возле ног и табличкой: «Я слепой, пожалуйста, помогите!» Один человек проходил мимо и остановился. Он увидел инвалида, у которого было всего лишь несколько монет в его шляпе. Он бросил ему пару монет и без его разрешения написал новые слова на табличке. Он оставил ее слепому и ушел. Днем он вернулся и увидел, что шляпа полна монет и денег. Слепой узнал его по шагам и спросил, не он ли тот человек, что переписал табличку. Он также хотел узнать, что именно он написал. Тот ответил: - Ничего такого, что было бы неправдой. Я просто написал ее немного по-другому. Он улыбнулся и ушел. Новая надпись на табличке была такая: «Сейчас весна, но я не могу ее увидеть…» Какова сила искренних, затрагивающих душу слов! Я думаю, неслучайно вынесена в эпиграф предложенного нам эссе строка из стихотворения Вадима Шефнера «… Словом можно спасти…». Да. Мы должны говорить о том, как можно Словом спасти, ведь словом «убивают» сплошь и рядом, к сожалению. Следовательно, задача учителей и особенно учителей словесности - учить вникать в суть слов; учить словам, согревающим души, помогающим и поддерживающим в трудную минуту и вселяющим в сердца надежду… Я - учитель русского языка и литературы. Человек, призванный «сеять разумное, доброе, вечное…» Человек, призванный учить Слову, которое делает милосерднее и отзывчивее тех, кто встречается на его жизненном пути. Вот уже двадцать седьмой год, каждый день я переступаю порог второй в моей жизненной биографии школы. Я ни разу не пожалела о том, что выбрала профессию учителя – учителя русского языка в национальной школе. Великий Абай в своих «Словах Назидания» писал: «Русская наука, культура — ключ к мировым сокровищницам…» и я горда тем, что несу Русское Слово детям-казахам. Учить «разумному, доброму, вечному» в современном обществе, когда все и всюду критикуют учителей, школу, образование, согласитесь, тяжело. Печально признать, но школа сейчас — наверное, единственный островок, где дети получают уроки нравственности. Ведь в семьях, зачастую, родителям некогда поговорить с сыном или дочерью: они добывают «хлеб насущный». Вот и занимаются дети «самовоспитанием» как могут: бродят по Всемирной Паутине, узнавая «не всегда нужное» с вытекающими отсюда последствиями; переписываются между собой, сокращая и коверкая слова до неузнаваемости; общаются с ровесниками на улице на молодёжном сленге, перемешанном нецензурными выражениями. Как донести до нынешних школьников, прочитывающих краткое содержание художественных произведений в Интернете, достучаться и довести до их понимания, что важно жить по совести, что выше и важнее души ничего на свете быть не может и доброе искреннее Слово может спасти и вознести до Небес… Как в 8-классе на уроке русской литературы, где есть ученики, не понимающие смысл многих русских слов, читая «Дурачка» Лескова, заронить в души моих подопечных ростки доброты и отзывчивости? Как в 11-классе, «изучая» «Судьбу человека» Шолохова, помочь понять, как Андрей Соколов, человек с израненной душой нашел в себе силы спасти мальчика-сироту, усыновив его; на мои глаза наворачиваются слезы, когда читаю строки: « … И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его Родина…» Я искренне надеюсь, что мое восприятие Русского Слова передастся моим ученикам, и они вырастут людьми неравнодушными и честными. Однако, как пробудить в детях желание познания? Нам важно помнить, что на каждом уроке русской литературы, должны быть высокая концентрация чувств, эмоциональность, глубокая внутренняя работа. Отсюда учительская аксиома: нельзя вести уроки без особых усилий и душевного порыва. Это так скучно, «без божества, без вдохновенья, без слез, без жизни, без любви…» Учитель сам должен быть высоконравственным человеком, ведь дети интуитивно чувствуют малейшую фальшь в словах, в поступках, когда на уроках мы говорим о Высоком, а в жизни поступаем иначе… Для педагога важно осознание того, что плохое пробудить в человеке гораздо легче, чем хорошее. И мы, учителя-словесники, призваны спасать Словом Пушкина и Толстого, Достоевского и Чехова, Тургенева и Гоголя… О силе Слова известно с древних времён. С фразы: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» начинается Библия. Во всех религиях используются молитвы и мантры, в современных практиках – это аутотренинги и аффирмации, когда слова, повторяемые много раз, становятся частью нас и нашего опыта. На уроках я часто говорю своим ученикам о том, что мозг программируется словами: каких слов в нашем лексиконе больше: добрых или злых, искренних или лживых – от этого зависит, как сложится наша дальнейшая жизнь, что у каждого слова есть своя тональность, например, слово «хорошо» не несёт ярко выраженный положительный заряд. Сравните со словами: «великолепно, восхитительно». Как творить на уровне слов? Проговаривайте слова, чувствуйте их, ощущайте то, что вкладываете в них и тогда сможете в полной мере оценить их резонанс с окружающим миром. Думайте, о чем говорите, ведь каждое слово создает нас самих, хотим мы этого или нет. Я всегда помню: что бы ни делала, на меня во все глаза смотрят дети, верящие в меня. Вот почему мне дорога ответственность за ребёнка, за его душу. Убеждена, что «без души и помыслов высоких живых путей от сердца к сердцу нет!» Что самое главное в отношениях учителя и учеников? Не раздумывая, отвечу — любовь. «Лишь любовью к детям и истинным общением с детской душой, возможно создать счастливое человечество», - писал Л. Н. Толстой. И если есть у меня с моими учениками взаимопонимание, которое приносит радость нам и окружающим нас людям, значит, будет желание творить, помогать друг другу, сострадать, взрослеть… Помните у Маяковского: «…Ведь, если звезды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно?» Одни люди, однажды войдя в нашу жизнь, потом исчезают из неё бесследно. Другие – запечатлеваются у нас в сердце, благодаря которым мы уже никогда больше не будем прежними… Поэтому каждый из нас, должен остаться в сердцах наших учеников как человек, совершавший добрые и правдивые поступки, слова которого не расходились с делом. В этом я вижу смысл всей своей жизни Учителя и человека.
|