Светлану Евгеньевну Исакову знают многие алматинцы. Уже много лет она является директором Центра детско-юношеского творчества Бостандыкского района города Алма-Аты. А летом, вместо того чтобы уйти в свой заслуженный отпуск, собирает чемодан и отправляется на все каникулы в детский оздоровительный лагерь «Связист» – работать там старшим воспитателем.
Рубен Андриасян, художественный руководитель Государственного академического русского театра драмы им. М. Ю. Лермонтова, народный артист Республики Казахстан
Прекрасно помню появление Рубена Суреновича Андриасяна в роли главного режиссера на сцене нашего ТЮЗа. Театр тогда как-то сразу повзрослел, в него потянулись подростки и молодежь, а спектакль «Ночь после выпуска» считал своим долгом посмотреть каждый уважающий себя старшеклассник.
Более 30 лет отдал тюзовской сцене актер Вячеслав Семенович Бычук.
Хорошо помню его Леонидика в спектакле Нелли Воронковой «Мой бедный Марат», общественного обвинителя Шелагина в «Судебной хронике» А. Светлова, Вадима Каретина в «Рассудите нас, люди» и Скотинина в «Недоросле»…
Все роли перечислять бессмысленно – их было более ста.
Если подытожить свои впечатления от встреч с актером, я ловлю себя на чувстве какой-то стабильности, узнаваемости, домашности, если хотите. Играет в спектакле Бычук, значит, все будет хорошо, качественно, я не разочаруюсь в спектакле, уйду домой, полная впечатлений.
Григорий Владимирович Жезмер работал в ТЮЗе всего четыре театральных сезона – с 1966 по 1970 год. Тем не менее мне хотелось бы назвать это время эпохой Жезмера.
С его приходом в театре появилась большая группа молодых талантливых артистов. Значимые спектакли поставил он сам: «Антигона», «Вызов богам», «Девятая симфония», «Сквозь грозы». Хитом того времени, как мы сейчас бы сказали, стал спектакль «Мой брат играет на кларнете» по пьесе Анатолия Алексина.
ОН
Говорят, актеры в душе всегда дети. Если так, то Г. М. Бойченко, народный артист Республики Казахстан, – ребенок вдвойне. Ведь он больше сорока лет проработал в детском театре и очень гордится этим.
– Это так интересно, такая возможность раскрепощения! Чего я только там не переиграл! – говорит он. – Я вообще люблю для детей играть, мне нравятся их непосредственные эмоции, их участие в спектаклях.
Заслуженный деятель искусств Евгений Александрович Прасолов в общей сложности проработал в театре юного зрителя лет 20, поставил много замечательных спектаклей, являлся хранителем многих тюзовских традиций.
Впервые режиссер появился в ТЮЗе более 50 лет назад – в 1956 году, и сразу же поставил несколько спектаклей, которые вошли в золотую летопись театра: «Вей, ветерок» Яна Райниса, «Гимназисты» К. Тренева, «Мятеж» Дмитрия Фурманова, «Приключения Гекльберри Фина» Марка Твена.
Затем он ушел на телевидение (шло как раз его становление), потом, в 1970 году, вновь вернулся в театр и остался в нем уже навсегда.
Эта глава несколько необычна. В ней я хочу напечатать отрывки из дневника одной девочки. Рискнула предложить их вашему вниманию, потому что они, на мой взгляд, полностью соответствуют теме книги. Девочка, как бы мы сказали сегодня, была «фанаткой» ТЮЗа времен главного режиссера Вадима Пучкина, а затем Григория Жезмера.
Здравствуйте, Людмила! С огромным волнением прочитала Вашу книгу. Я ведь тоже «родом из ТЮЗа». Училась в студии при театре времен Вадима Пучкина. А Галина Юрьевна была для меня духовной мамой. Читала об актерах и театре и утопала в воспоминаниях. Я уже десять лет живу в Питере. Ужасно скучаю об Алма-Ате. Это моя Родина, это моя юность, целая жизнь и душа. Питер не согрел. Но волею судеб пришлось многое поменять в жизни. Теперь живу только воспоминаниями и перепиской со старыми друзьями.
О главном режиссере ТЮЗа Вадиме Ивановиче Пучкине, который работал в театре в 1963–1966 годы, я могу сказать не слишком много.
Знаю, что в ТЮЗ он приехал вместе с женой – Нелли Георгиевной Воронковой, тоже режиссером. Актеры вспоминают Вадима Ивановича и Нелли Георгиевну как милую интеллигентную пару, которая запомнилась всем только с хорошей стороны. Мало того, мы, зрители, наверное, так же как и актеры, сразу же ощутили в театре свежий ветер.
О Вадиме Ивановиче известно, что он окончил Ленинградский институт, потом работал во Фрунзе, долгое время был главным режиссером Ленинградского радио и имел там достаточно высокий рейтинг.
Отец
Мой отец, Сергей Михайлович Иванов, был артистом Театра Юного Зрителя в г. Алма-Ате – с 1951 по 1961 гг.
Он был выходцем из простой крестьянской семьи, жившей в селе Медынь под городом Велиж.
Родился он в 1915 году, окончил школу, сменил много различных профессий, пока не поступил во ВГИК, на курс, который вел в последствии известный режиссер Сергей Герасимов.